4.5. Сервисные проверки и регулировки Проверка свободного хода рулевого колеса
Пустите двигатель.
Установите рулевое колесо в положение, соответствующее прямолинейному движению.
Приложите усилие 5 Н (около 0,5 кг) при повороте рулевого колеса.
|
|
Рис. 4.1. Место измерения свободного хода рулевого колеса
|
Измерьте свободный ход по окружности рулевого колеса ( рис. 4.1).
Свободный ход (люфт) рулевого колеса должен составлять 30 мм.
Если свободный ход превышает указанное значение, проверьте состояние рулевого вала и наконечников рулевых тяг.
Проверка угла поворота колес
Установите передние колеса автомобиля на вращающееся приспособление для измерения радиуса поворота.
Измерьте угол поворота передних колес.
Номинальный угол поворота внутреннего колеса – 40,7°±2°; наружного колеса – 32,4°.
Если измеренное значение не соответствует номинальному, отрегулируйте длину рулевых тяг.
Проверка возврата рулевого колеса
Проверьте возврат рулевого колеса и убедитесь, что выполняются следующие условия:
– усилие, прилагаемое для поворота рулевого колеса, должно быть одинаковым для левой и правой стороны при прохождении как умеренных, так и резких поворотов;
– если рулевое колесо повернуто на 90° и удерживается в таком положении 2 с, и автомобиль движется со скоростью 20–30 км/ч, при отпускании рулевое колесо должно вернуться в зону в нейтральное положения.
|
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Если рулевое колесо поворачивается очень быстро, усилие для его поворота может быть значительно большим, чем обычно. Это не неисправность, особенно на холостом ходу, так как подача насоса уменьшается.
|
Проверка начального момента вращения пальца шарового шарнира наконечника рулевой тяги
|
|
Рис. 3.73. Использование съемника (1) для отсоединения шарового шарнира наконечника рулевой тяги от поворотного кулака
|
Извлеките шплинт и отверните на несколько витков гайку крепления цапфы шарового шарнира наконечника рулевой тяги к поворотному кулаку. Съемником 09567–34000 выдавите цапфу шарового шарнира из поворотного кулака (см. рис. 3.73).
|
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
Шнуром закрепите съемник за ближайший элемент автомобиля.
Ослабьте гайку шарнира, но не отворачивайте ее полностью.
|
Несколько раз покачайте в стороны цапфу шарового шарнира.
|
|
Рис. 4.2. Измерение начального момента вращения пальца шарового шарнира наконечника рулевой тяги
|
Навинтите две гайки на палец шарового шарнира и измерьте начальный момент вращения ( рис. 4.2).
Начальный момент вращения пальца шарового шарнира – 0,5–2,5 Н·м.
Если начальный момент вращения превышает номинальное значение, замените наконечник рулевой тяги.
Даже если начальный момент вращения меньше нижнего предельного значения, шаровой шарнир можно использовать и впредь, если он не заедает и у него нет большого люфта.
Проверка уровня жидкости в бачке усилителя рулевого управления
Установите автомобиль на ровной горизонтальной поверхности.
Пустите двигатель и на неподвижном автомобиле несколько раз без остановок поверните рулевое колесо в одну и другую сторону для прогрева жидкости до температуры 50–60 °С.
При работе двигателя на холостом ходу несколько раз поверните рулевое колесо полностью от упора до упора.
Убедитесь, что в бачке для жидкости нет пены или пузырьков.
|
|
Рис. 4.3. Разница в уровнях жидкости в бачке при работающем (а) и неработающем (b) двигателе
|
Остановите двигатель и проверьте разницу в уровнях жидкости в бачке при работающем и неработающем двигателе ( рис. 4.3).
|
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
Если уровень жидкости отличается более чем на 5 мм, удалите воздух из гидравлической системы усилителя рулевого управления.
Если уровень жидкости резко увеличился после остановки двигателя, необходимо дополнительно удалить воздух.
Неполное удаление воздуха становится причиной дребезжащего звука в насосе и шума в клапане управления потоком жидкости, что уменьшает срок службы насоса.
|
Замена жидкости в усилителе рулевого управления
Поднимите переднюю часть автомобиля и закрепите ее на надежных подставках.
Отсоедините возвратный шланг от бачка с жидкостью и подходящей пробкой закройте отверстие в бачке.
Подсоедините виниловый шланг к отсоединенному возвратному шлангу и слейте жидкость в емкость.
Отсоедините провод высокого напряжения от катушки зажигания. При работе стартера с перерывами несколько раз поверните рулевое колесо до упора влево и вправо для слива жидкости.
Снова подсоедините возвратный шланг и залейте рекомендуемую жидкость.
Удалите воздух из гидравлической системы усилителя рулевого управления.
В гидравлической системе усилителя рулевого управления используется жидкость PSF–3.
Объем жидкости – около 1,0 л.
Удаление воздуха из гидравлической системы усилителя рулевого управления
Отсоедините провод высокого напряжения от катушки зажигания, затем при работе стартера с перерывами (на 15–20 с) 5–6 раз поверните рулевое колесо до упора влево, а затем вправо.
|
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
В процессе удаления воздуха подливайте жидкость в бачок, чтобы ее уровень не становился меньше, чем нижнее положение фильтра.
Если воздух удаляют при работе двигателя на холостом ходу, то воздух может раствориться в жидкости. Удаляйте воздух только при проворачивании двигателя стартером
|
Подсоедините провод высокого напряжения и пустите двигатель в режиме холостого хода.
Поворачивайте рулевое колесо влево и вправо до тех пор, пока жидкость в бачке не будет содержать пузырьков воздуха.
|
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Не удерживайте рулевое колесо более 10 с повернутым до упора в любую сторону.
|
Убедитесь, что жидкость не молочного цвета, а уровень жидкости доходит до нижней метки.
Проверьте, чтобы при повороте рулевого колеса влево и вправо уровень жидкости менялся незначительно.
|
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
Если уровень жидкости заметно изменяется, значит, необходимо повторить удаление воздуха.
Если уровень жидкости резко повышается после остановки двигателя, в системе остался воздух.
Если в системе есть воздух, то от насоса может быть слышно позвякивание, клапан управления также может быть причиной появления необычных шумов. Попавший в систему воздух уменьшает срок службы насоса и других элементов.
|
Проверка натяжения ремня привода насоса усилителя рулевого управления
Проверьте натяжение ремня, для чего нажмите на ремень с усилием 98 Н в точке, расположенной на одинаковом удалении от шкивов, и измерьте прогиб ремня.
Номинальный прогиб ремня при регулярных проверках – 11,5–15,3 мм, нового ремня – 8,8–11,0 мм.
На автомобилях с двигателями V6 2,7 л регулировку натяжения ремня осуществляет автоматический механизм натяжения.
На автомобилях с двигателями DOHC для регулировки натяжения ремня ослабьте регулировочный болт механизма натяжения и затем повторно затяните его.
Проверка давления, создаваемого насосом
|
|
Рис. 4.4. Подсоединение специального приспособления с переходником 09572–22100 (1) и манометром для измерения давления, создаваемого насосом
|
Отсоедините напорный шланг от насоса, затем подсоедините специальное приспособление с переходником (09572–22100) и манометром между масляным насосом и напорным шлангом, как показано на рис. 4.4.
Удалите воздух из гидравлической системы усилителя рулевого управления, пустите двигатель и поверните рулевое колесо несколько раз в одну и другую стороны, чтобы температура жидкости увеличилась примерно до 50 °С.
Увеличьте частоту вращения коленчатого вала двигателя до 1000 мин-1 .
Полностью закройте затворный клапан специального приспособления, измерьте давление жидкости и сравните его с номинальным значением.
Номинальное давление, создаваемое насосом, при закрытом клапане специального приспособления должно быть 1136 psi (80 кгс/см2 ).
|
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Не держите закрытым более 10 с затворный клапан специального инструмента.
|
Снимите специальный инструмент, подсоедините напорный шланг к насосу и затяните соединительную гайку шланга моментом 55–65 Н·м.
Удалите воздух из гидравлической системы усилителя рулевого управления.
|