поиск в избранное карта сайта
  Mercedes-Benz РЕМОНТ ОБСЛУЖИВАНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ
Мерседес-Бенц Спринтер. Mercedes-Benz Sprinter (с 1995 по 2000 год выпуска)

полные технические характеристики. диагностика. электросхемы
 
Главная
 
Mercedes-Benz
Sprinter
1. Общие сведения
1.1. Введение
1.2. Идентификация транспортного средства
1.3. Отсоединение аккумуляторной батареи
1.4. Общие правила проведения ремонтных работ
1.5. Условия работы и инструмент
1.6. Подъем автомобиля
1.7. Техническое обслуживание и уход
1.8. Смазочные материалы, герметики
1.9. Приемы работы с резьбовыми соединениями, болтами, гайками
2. Двигатель
3. Система смазки
4. Система охлаждения
5. Системы впрыска и выпуска отработавших газов
6. Сцепление
7. Механическая коробка передач
8. Передний мост
9. Задний мост и карданный вал
10. Передняя и задняя подвески
11. Рулевое управление
12. Тормозная система
13. Система электрооборудования
14. Шины и диски
15. Автоматическая коробка передач
16. Карта технического обслуживания
17. Приложения
18. Схемы электрооборудования
 


1.9. Приемы работы с резьбовыми соединениями, болтами, гайками

На относительно новых автомобилях или двигателях практически не возникает проблем с откручиванием болтов, гаек, шпилек и т.д. Если автомобиль был в эксплуатации, то могут появиться проблемы с демонтажом резьбовых соединений, и особенно тех резьбовых соединений, которые длительное время подвергались агрессивному воздействию окружающей среды. Следующие указания помогут вам успешно преодолеть возникающие трудности.
При откручивании гаек со шпилек необходимо предварительно очищать выступающую над гайкой резьбовую часть шпильки с помощью металлической щетки с тем, чтобы удалить грязь и возможную ржавчину. Этим вы исключите прогон гайки по загрязненной резьбе. Перед откручиванием гайки нужно обработать очищенный участок резьбы растворителем ржавчины. Имеется множество подобных растворителей, поэтому всегда следуйте указаниям из прилагаемой инструкции по применению.
В случае откручивания болтов из приварных гаек кузова желательно и эти резьбовые соединения обработать растворителем ржавчины с внутренней стороны кузова. Головки подобных болтов, а также сами приварные гайки довольно часто отрываются.
Резьбовые винты с головками под обыкновенную либо крестовидную отвертку тоже могут сложно откручиваться. Крестовидные отвертки часто выскакивают из шлица, при этом повреждая его. Чтобы исключить подобные явления, можно воспользоваться отвертками под обычный либо крестовидный шлиц со сквозным, проходным через ручку отвертки, металлическим стержнем, установив в шлиц головки винта и постучав молотком по выступающему над ручкой отвертки ее металлическому стержню. В большинстве случаев подобный метод помогает ослабить резьбовое соединение, и винты легко откручиваются.

Угломерный диск (вверху) для угловой затяжки болтов и гаек. Болты и винты с Torx-головками (внизу)
Рис. 4. Угломерный диск (вверху) для угловой затяжки болтов и гаек. Болты и винты с Torx-головками (внизу)




В современном автомобилестроении находят все большее применение резьбовые крепежные элементы со специальными головками, которые по форме несколько напоминают крестовидные шлицевые головки, но тем не менее отличаются от таковых. Их называют Torx-головками (см. рис. 4). Затяжка и демонтаж подобных крепежных элементов производится с помощью специальных насадок, которые можно приобрести в комплекте инструмента. С этими насадками также могут использоваться воротки с «трещотками», удлинители и прочие приспособления.
Болты с головками типа внутренний шестигранник или внутренний многогранник также могут доставлять трудности в процессе откручивания. В качестве первой и необходимой меры следует хорошо очистить внутренний шестигранник/многогранник головки болта от грязи и пыли (например, с помощью небольшой отвертки) для того, чтобы вставной шестигранный либо многогранный ключ свободно входил на всю глубину в головку болта. По возможности следует использовать короткие вставки, по которым можно было бы постучать молотком с целью преодоления инерционного сопротивления резьбы перед началом откручивания. В некоторых случаях, однако, необходим специальный ключ под внутренний шестигранник. Иногда из-за малой длины рукоятки ключа возникают трудности при отворачивании болтов. Мы предлагаем следующее решение подобных затруднительных ситуаций: вставьте ключ в головку болта и наденьте на его рукоятку удлинитель, например какой-нибудь подходящий торцовый ключ. Удерживая ключ полностью посаженным в головку болта, начинайте его поворачивать за вставленный удлинитель. Благодаря этому исключается проворачивание вставного шестигранника в головке крепко сидящего болта по причине соскальзывания.

Трубный ключ
Рис. 11. Трубный ключ


Небольшие и хорошо доступные болты с головками под вставной шестигранник можно откручивать с использованием трубного ключа, один вариант которого показан на рис. 11, в тех случаях, когда кромки вставного шестигранного ключа подносились. Соблюдайте предосторожности при работе трубным ключом, чтобы не прищемить пальцы.

Использование гайкораскалывателя
Рис. 12. Использование гайкораскалывателя




Осложнения также могут возникать при откручивании гаек и болтов с закругленными гранями вследствие использования гаечных ключей несоответствующего размера. Чаще всего подобная ситуация имеет место на подержанных автомобилях. Такие гайки и болты можно попробовать отвернуть с помощью трубного (газового) ключа. В зависимости от имеющегося пространства подобные свернутые гайки можно разрубать зубилом либо распиливать ножовкой, пуская полотно вдоль резьбы. В этой связи рекомендуем использовать, если позволяет пространство, специальное гайкораскалывающее приспособление (гайкораскалыватель). Его принцип действия показан на рис. 12: при вращении болта гайка зажимается до тех пор, пока не лопнет, затем ее снимают в виде двух половинок. Преимущество такого приспособления заключаются в том, что оно не портит резьбу болта.

Предупреждение
Не оставляйте пальцы в месте, обозначенном стрелкой на рис. 11, поскольку ручки ключа защелкиваются.

В руководстве часто упоминаются самоконтрящиеся гайки. Из самого названия гайки следует, что существует некое приспособление, затрудняющее самопроизвольное отворачивание гайки и которое зачастую разрушается при разборке соединения. Поэтому все самоконтрящиеся гайки нельзя использовать повторно.

Леворезьбовые винты-извлекатели
Рис. 13. Леворезьбовые винты-извлекатели




Иногда случается, что у болта обрывается головка. Для извлечения оставшейся резьбовой части болта из резьбового отверстия нужно просверлить отверстие по центру остатка болта, в которое закручивается специальный винт-извлекатель с левой резьбой. Леворезьбовые винты-извлекатели (рис. 13), которые подобно болтам закручиваются в подготовленные отверстия, продаются в специализированных магазинах автопринадлежностей. В процессе затяжки такого винта его резьба начинает врезаться в тело обломка болта и увлекает его за собой, выкручивая из резьбового отверстия. Другая возможность извлечения обломка болта — сверление отверстия диаметром, близким к диаметру резьбового отверстия, в котором остался оборванный фрагмент болта, и последующее закручивание резьбонарезного метчика в рассверленное тело обломка.
Шпильки выкручиваются и закручиваются с помощью двух гаек, законтренных одна на другую на резьбовой части.
Разработанная резьба на алюминиевых деталях часто срывается при затяжке болтов. В таких случаях следует пользоваться специальными резьбовыми вставками. Эти вставки закручиваются в поврежденные резьбовые отверстия согласно указаниям инструкции, содержащейся на их упаковке, либо деталь с поврежденным резьбовым отверстием доставляется на СТО для нарезки новой резьбы.
Моменты затяжки резьбовых соединений
На резьбовой крепеж всех ответственных узлов и деталей указывается допустимый момент затяжки. Для обеспечения предписанных моментов затяжки следует пользоваться динамометрическим ключом со сменными головками/насадками, а иногда и с удлинителем. Во многих случаях невозможно подобраться к тому либо иному болту/гайке, чтобы воспользоваться динамометрическим ключом, или момент затяжки настолько мал, что его невозможно считать с индикатора динамометрического ключа. В таких случаях момент затяжки рассчитывается при затяжке (при наличии большого опыта) или контролируется «по чувству» сопротивления резьбы. Это относится в первую очередь к резьбовым соединениям диаметром 6 и 7 мм.

« предыдущая страница
1.8. Смазочные материалы, герметики
^
к оглавлению
следующая страница »
2. Двигатель

Copyright © 2007-2024 Все права защищены. Все торговые марки являются собственностью их владельцев.