поиск в избранное карта сайта
  Mercedes-Benz РЕМОНТ ОБСЛУЖИВАНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ
Мерседес-Бенц 163. Mercedes-Benz M-класса (W163, с 1997 года выпуска)

полные технические характеристики. диагностика. электросхемы
 
Главная
 
Mercedes-Benz
M-класса (W163)
1. Введение
2. Органы управления и приемы безопасной эксплуатации
3. Текущий уход и обслуживание
4. Двигатель
5. Системы охлаждения, отопления и воздушного кондиционера
5.1. Система охлаждения двигателя
5.2. Системы вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха
5.2.1. Общая информация и меры безопасности
5.2.2. Снятие и установка панели управления функционированием систем отопления / вентиляции / кондиционирования воздуха (для моделей 163.113 / 136 / 154 / 172 / 174 по 31.08.01)
5.2.3. Снятие и установка салонного фильтра
5.2.4. Снятие и установка вентилятора отопителя / кондиционера воздуха и его резистивной сборки
5.2.5. Снятие и установка теплообменника отопителя
5.2.6. Снятие и установка шагового электромотора привода заслонки переключения режимов циркуляции воздуха
5.2.7. Снятие и установка электромотора привода смесительной заслонки
5.2.8. Снятие и установка кожуха теплообменника отопителя / испарителя кондиционера воздуха
5.2.9. Быстрая проверка исправности функционирования системы кондиционирования воздуха
5.2.10. Снятие и установка вспомогательной вентиляторной сборки, - модели 163.136 / 154 / 157 / 172 соответствующей комплектации
5.2.11. Снятие и установка подсасывающего вентилятора датчика температуры салонного воздуха, - модели 163.113 / 136 / 154 / 157 / 172 / 174 с 1.09.99 по 31.08.01
5.2.12. Снятие и установка датчика температуры наружного воздуха, - кроме моделей 163.128
5.2.13. Снятие и установка датчика температуры испарителя
5.2.14. Снятие кожуха испарителя К/В
5.2.15. Снятие и установка испарителя К/В
5.2.16. Снятие и установка конденсатора К/В
5.2.17. Снятие и установка расширительного клапана
5.2.18. Снятие и установка ресивера-осушителя
5.2.19. Снятие и установка модуля управления К/В (для моделей 163.113 / 136 / 154 / 172 / 174 по 31.8.01)
6. Системы питания и выпуска отработавших газов
7. Системы электрооборудования двигателя
8. Ручная коробка переключения передач
9. Автоматичеcкая трансмиссия
10. Трансмиссионная линия
11. Тормозная и вспомогательные системы
12. Подвеска и рулевое управление
13. Кузов
14. Бортовое электрооборудование
 


5.2. Системы вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха

См. также Часть Комфорт Главы Органы управления и приемы эксплуатации.

Воздух, подаваемый системой вентиляции в салон автомобиля через фильтр, может подогреваться или охлаждаться в зависимости от выбора водителя и пассажиров. Отопитель или кондиционер располагаются в салоне, в корпусе под панелью приборов. Весь поток подаваемого в салон воздуха направляется для нагревания или охлаждения через один и тот же кожух. Температура и скорость потока воздуха регулируется с помощью органов управления расположенных на панели управления.

Тепло, выделяемое при работе двигателя, передается охлаждающей жидкостью к расположенному в салоне радиатору отопителя. Подводимый поток воздуха от системы вентиляции проходит через радиатор и нагревается теплом охлаждающей жидкости двигателя, протекающей внутри радиатора. Степень нагревания регулируется посредством смешивания в определенном соотношении холодного и горячего воздуха с помощью смесительной заслонки с сервоприводом.

Использованный воздух удаляется из салона через вентиляционные отверстия с обратными клапанами.

Увеличение расхода воздуха через теплообменник обеспечивает вентилятор свежего воздуха.

Если необходимо отключить подачу свежего воздуха, например, при плохом запахе, система переключается в режим циркуляции, при котором в салоне циркулирует только имеющийся там воздух.

Переключение системы в режим циркуляции подтверждается активацией контрольной лампы (см. Главу Органы управления и приемы безопасной эксплуатации).

Система кондиционирования воздуха салона

Схема контура кондиционера воздуха

1 — Вентилятор
2 — Испаритель
3 — Расширительный клапан
4 — Резервуар
5 — Вентилятор конденсатора
6 — Конденсатор
7 — Компрессор
а — Наружный воздух для охлаждения конденсатора

b — Тёплый воздух, отводимый наружу
с — Не охлажденный воздух, идущий через вентилятор
d — Охлажденный воздух, идущий в салон
А — Высокое давление, газообразный
В — Высокое давление, жидкий
С — Низкое давление, жидкий
D — Низкое давление, газообразный

Функциональная схема типичной системы кондиционирования воздуха представлена на иллюстрации. Работы с системой кондиционирования должны выполняться специализированной мастерской. Ни в коем случае не вскрывайте контур циркуляции хладагента, поскольку при соприкосновении с кожей хладагент может вызвать обморожение.

С помощью системы кондиционирования температура воздуха в салоне может понижаться ниже внешней температуры. При работе системы влажность в салоне уменьшается. В сырую погоду, поступающий свежий воздух предварительно охлаждается, после чего вновь нагревается до заданной температуры. Таким образом производится его осушение. С помощью этой процедуры удаляется запотевание стекол.

Система кондиционирования состоит из компрессора, конденсатора, дросселя, испарителя, емкости с хладагентом и соединительных трубопроводов.

Система кондиционирования воздуха состоит из конденсатора, расположенного перед радиатором системы охлаждения, испарителя, расположенного в общем кожухе с теплообменником отопителя, компрессора, ресивера/осушителя, а также рефрижераторных трубок, соединяющих перечисленные выше компоненты. На входе испарителя установлена заслонка, обеспечивающая перепад давления, необходимый для функционирования системы. В качестве рабочей жидкости в тракте системы К/В используется хладагент типа R134а, изменяющий свое агрегатное состояние в зависимости от сочетания определяющих параметров (температура и давление).

Вентилятор обеспечивает подачу салонного воздуха к испарителю, функционирующему по принципу, обратному принципу функционирования радиатора, в карбюратором тепло отбирается от воздуха и передается хладагенту. Разогреваясь, хладагент испаряется и на выходе из испарителя переходит в газообразное состояние.

Компрессор кондиционера приводится во вращение от коленчатого вала двигателя посредством ременной передачи и обеспечивает в рабочем тракте системы избыточное давление до 30 атм. В результате адиабатического сжатия находящийся в газообразном состоянии хладагент, нагревается. Поступая в конденсатор хладагент охлаждается сквозным потоком наружного воздуха и, конденсируясь, превращается в находящуюся под высоким давлением жидкость. При пропускании через дроссель давление жидкого хладагента сбрасывается. Далее, хладагент испаряется в контуре, одновременно сильно охлаждаясь и, проходя через испаритель, отбирает тепло от продуваемого через него воздуха. Охлажденный воздух подается в салон автомобиля. В результате нагревания в испарителе хладагент превращается в газ низкого давления и вновь поступает в компрессор, после чего процесс циркуляции повторяется.

Меры безопасности при обслуживании компонентов системы кондиционирования

Система находится под давлением! Не пытайтесь отсоединить какие-либо трубки, имеющие отношение к системе кондиционирования воздуха, предварительно не удалив из нее рабочую жидкость. Удаление жидкости из системы - достаточно сложная операция, которая должна выполняться на станции обслуживания. В системе находится хладагент типа R134a. Убедитесь в том, что на станции имеется необходимое для этого типа хладагента оборудование. Пользуйтесь защитными очками, отсоединяя трубки системы.

Система кондиционирования должна обслуживаться исключительно подготовленным техническим персоналом, обученным безопасным приемам работы, с применением надлежащего оборудования с соблюдением правил разгерметизации, ознакомленному с приемами сбора и порядком хранения автомобильного хладагента.

  • Хладагент R134a, использующийся в настоящее время, значительно менее агрессивен, чем использовавшийся ранее хладагент типа R12. Тем не менее, он очень опасен для здоровья. Не допускайте его попадания в глаза или на кожу - Вы можете получить ожог. Хотя он и не токсичен, его пары могут вызвать удушье - не удаляйте его из системы, находясь в закрытом помещении. Его пары тяжелее воздуха, поэтому не находитесь под автомобилем при его удалении из системы;
  • Не допускайте контакта паров хладагента с открытым огнем. При его сгорании выделяется ядовитый газ. Газ, смешанный с воздухом в определенной пропорции, может стать взрывоопасным. Вдыхание паров через зажженную сигарету может привести к трагическим последствиям;
  • Не допускайте попадания хладагента в атмосферу. В отличие от R12 хладагент типа R134а не вызывает разрушения озонового слоя, но приводит к появлению парникового эффекта в атмосфере;
  • В системе используются уплотнения, изготовленные из специального материала, предназначенного для работы с заданным типом хладагента (для 134а — зеленого цвета). Для того, чтобы случайно не смешать различные типы хладагентов, для заправки определенного типа хладагента используются определенного типа переходники;
  • Разрядку системы следует выполнять на СТО Mercedes-Benz;
  • Перед проведением любых работ, связанных с нагревом каких-либо узлов автомобиля (сварка, пайка, сушка после покраски), разрядите систему. Разрядить систему также необходимо перед проведением обслуживания какого-либо из узлов системы кондиционирования воздуха;
  • При работе рядом с системой кондиционирования надевайте защитные очки;
  • При попадании хладагента на кожу или в глаза не растирайте пораженное место. Немедленно промойте холодной водой в течение не менее 15 минут. Немедленно обратитесь к врачу или в лечебное учреждение. Самолечение не допускается;
  • В новом баллоне хладагент хранится под давлением. Храните баллон при температуре не выше 50°С. Принимайте меры, исключающие падение баллона с высоты или иные ситуации, которые могут привести к его повреждению;
  • Работы следует проводить в хорошо проветриваемом помещении, - хладагент отличается высокой летучестью и скопление его паров способно привести затруднению дыхания;
  • Газообразный хладагент тяжелее воздуха и сравнительно быстро должен собираться внизу, например, под автомобилем;
  • Очистка конденсатора или испарителя с помощью водяного пара не допускается, - используйте только холодную воду или сжатый воздух.

« предыдущая страница
5.1.8. Снятие и установка водяного насоса
^
к оглавлению
следующая страница »
5.2.1. Общая информация и меры безопасности

Copyright © 2007-2024 Все права защищены. Все торговые марки являются собственностью их владельцев.