4.1.4. Снятие и установка двигателяРекомендации по снятию двигателя
Перед началом работы внимательно ознакомьтесь с данным разделом.
Если двигатель снимают для ремонта, необходимо выбрать место для проведения работ, обеспечить пространство для обслуживания и хранения запчастей. Ремонт рекомендуется проводить на станции техобслуживания или в гараже с ровным горизонтальным полом и чистым твердым покрытием.
Перед снятием очистите от загрязнений и вымойте двигатель и моторный отсек. При снятии используйте подъемный механизм достаточной грузоподъемности для безопасного подъема двигателя.
Если вы снимаете двигатель впервые, пригласите опытного специалиста. Некоторые работы следует выполнять с помощником.
Все зажимы и хомуты, которые при снятии двигателя будут повреждены или разрезаны, при сборке двигателя замените новыми.
В зависимости от года изготовления и комплектации автомобиля в моторном отсеке могут по-разному располагаться электрические провода, трубопроводы и шланги. Поэтому перед отсоединением электрических разъемов и разъединением трубопроводов и шлангов рекомендуется липкой лентой прикрепить к ним бирки с подписями.
Двигатель извлекается вперед отдельно от коробки передач.
На автомобилях с автоматической коробкой передач установите рычаг селектора в положение N.
Слитую охлаждающую жидкость необходимо собрать и утилизировать.
Перед отсоединением аккумуляторной батареи проверьте, есть ли у вас код включения радиоприемника.
Снятие
Откройте капот.
Снимите резиновое уплотнение водозащитного кожуха в задней части моторного отсека.
|
Рис. 3.1.1. Направление снятия резинового уплотнения водозащитного кожуха (1)
|
Выключите зажигание и отсоедините провод «массы» от аккумуляторной батареи.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
При открывании крышки расширительного бачка на горячем двигателе необходимо соблюдать осторожность, так как находящийся под давлением пар может привести к сильным ожогам. Закройте крышку расширительного бачка толстым слоем ткани и медленно выверните крышку до появления шипящего звука. После прекращения шипения медленно выверните и снимите крышку с расширительного бачка.
|
Снимите крышку расширительного бачка.
|
Рис. 3.1.2. Расположение винтов крепления кожуха двигателя
|
Выверните три винта и снимите кожух двигателя ( рис. 3.1.2).
|
Рис. 3.1.3. Расположение крышки воздушного фильтра
|
|
Рис. 3.1.4. Расположение болтов крепления воздушных патрубков (1 и 2)
|
Выверните болты и снимите воздушные патрубки 1 и 2 ( рис. 3.1.4).
Снимите передний бампер.
|
Рис. 3.1.5. Расположение винтов крепления нижнего брызговика моторного отсека
|
Выверните винты, показанные стрелками на рис. 3.1.5, и снимите нижний брызговик моторного отсека.
Выверните болты и снимите кронштейн нижнего брызговика моторного отсека.
|
Рис. 3.1.6. Расположение фиксаторов крепления воздуховода теплообменника
|
Освободите фиксаторы и снимите воздуховод теплообменника ( рис. 3.1.6).
Извлеките из фиксатора датчик температуры наружного воздуха.
Выверните болты крепления радиатора масла гидроусилителя рулевого управления и отведите его в сторону, не отсоединяя от него трубопроводы.
Установите под радиатором поддон для сбора охлаждающей жидкости.
|
Рис. 3.1.7. Расположение пробки слива охлаждающей жидкости из радиатора
|
Вращая против часовой стрелки, выверните из радиатора резьбовую пробку слива охлаждающей жидкости, показанную на рис. 3.1.7 стрелкой.
При установке пробки замените уплотнительное кольцо.
Ослабьте хомут и отсоедините нижний шланг системы охлаждения от радиатора.
|
Рис. 3.1.8. Расположение резьбовой пробки на корпусе водяного насоса
|
Вывинтите резьбовую пробку из корпуса водяного насоса ( рис. 3.1.8).
Ослабьте хомут и отсоедините шланг системы охлаждения от термостата.
Отсоедините левый и правый воздушные патрубки охладителя воздуха от передней поперечной панели.
Автомобили с автоматической коробкой передач
ПРИМЕЧАНИЕ
Соблюдайте чистоту при работе с автоматической коробкой передач.
|
|
Рис. 3.1.9. Расположение соединительных муфт масляных трубопроводов автоматической коробки передач
|
Установите поддон для сбора масла, выверните соединительные муфты и разъедините масляные трубопроводы автоматической коробки передач ( рис. 3.1.9).
Выверните болты крепления кронштейна поддержки трубопроводов к автоматической коробке передач.
Отсоедините электрический разъем (зеленого цвета) электромагнитной муфты компрессора кондиционера.
Отсоедините электрические разъемы от фар.
Отсоедините трос замка капота от крепежного элемента замка.
Снимите крышку с бачка гидроусилителя рулевого управления и отсоедините электрические разъемы, расположенные около бачка. Отведите провода в сторону.
Отсоедините верхний шланг от радиатора охлаждения двигателя.
Автомобили с конденсатором системы кондиционирования воздуха
Выверните болты крепления воздуховодов с левой и правой стороны радиатора.
|
Рис. 3.1.10. Расположение компонентов на автомобилях с кондиционером: 1, 2 – болты крепления конденсатора; 3 – разъем датчика давления кондиционера; 4 – болт крепления воздуховода
|
Выверните болты 1 и 2 ( рис. 3.1.10) крепления конденсатора.
Отсоедините электрический разъем 3 (см. рис. 3.1.10) датчика давления кондиционера.
Извлеките конденсатор из креплений, отведите в сторону и мягкой проволокой закрепите около правого переднего колеса.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Не вскрывайте контур системы кондиционирования!
|
Автомобили с закрытым конденсатором системы кондиционирования воздуха
Выверните болты крепления воздуховодов с левой и правой стороны радиатора.
|
Рис. 3.1.11. Расположение компонентов на автомобилях с закрытым конденсатором: 1 – разъем датчика давления; 2 – фиксатор; 3 – крепление конденсатора кондиционера
|
Отсоедините электрический разъем 1 ( рис. 3.1.11) датчика давления кондиционера.
Выверните и снимите болты 2.
Освободите оба крепления 3 конденсатора.
Извлеките конденсатор из креплений, отведите в сторону и мягкой проволокой закрепите около правого переднего колеса.
Все модели
Выверните болты крепления и установите переднюю поперечную панель в сервисное положение (см. «Кузов»).
|
Рис. 3.1.12. Расположение мест соединения шлангов и электрических разъемов: 1 – двигателя вторичного нагнетателя воздуха (только для двигателя ANB); 2 – клапана ACF; 3 – коммутатора; 4 – расходомера воздуха; 5 – электромагнитного клапана давления. Стрелками показаны места соединения шлангов
|
Отсоедините и отведите в сторону электрические разъемы от ( рис. 3.1.12):
1 – двигателя вторичного нагнетателя воздуха (только для двигателя ANB);
2 – клапана угольного абсорбера паров топлива (ACF);
3 – коммутатора;
4 – расходомера воздуха;
5 – электромагнитного клапана давления.
Разъедините шланги и снимите корпус воздушного фильтра (см. рис. 3.1.12).
Отсоедините шланг от двигателя вторичного нагнетателя воздуха (только для двигателя ANB).
Отсоедините шланги от расширительного бачка, выверните винты и снимите бачок.
Отсоедините электрический разъем от датчика низкого уровня охлаждающей жидкости, расположенного в нижней части расширительного бачка.
Ослабьте хомуты и снимите с левой стороны шланг, соединяющий нижний бачок радиатора с блоком цилиндров двигателя.
Ослабьте хомуты и снимите с правой стороны шланг, соединяющий верхний бачок радиатора с головкой блока цилиндров.
Автомобили с тросом акселератора
На автомобилях с тросом акселератора (GRA) отсоедините трос акселератора от блока управления дроссельной заслонкой и вакуумный шланг от блока давления.
Отсоедините трос акселератора от блока управления дроссельной заслонкой и промежуточной опоры, не снимая при этом фиксатора, и отведите трос в сторону.
Автомобили с электрическим приводом дроссельной заслонки
|
Рис. 3.1.13. Расположение воздушного патрубка (1) и электрического разъема (2) датчика повышения давления
|
Отсоедините электрический разъем 2 ( рис. 3.1.13) от датчика повышения давления.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Топливная система находится под давлением. Перед разъединением элементов топливной системы необходимо сбросить давление в системе. Для этого закройте место разъединения топливной системы чистой ветошью и, соблюдая осторожность, плавно отверните соединительную гайку.
|
Все модели
Снимите воздушный патрубок 1 (см. рис. 3.1.13) датчика повышения давления.
|
Рис. 3.1.14. Расположение топливных и вакуумных шлангов: 1 – шланг подачи топлива; 2 – шланг возврата топлива; 3 – шланг вакуумного усилителя тормозов; 4 – шланг клапана ACF; 5 – шланг вакуумного резервуара
|
Отверните накидные гайки и отсоедините шланги подачи 1 ( рис. 3.1.14) и возврата 2 топлива.
Отсоедините вакуумные шланги 3, 4, 5 от усилителя тормозов, клапана ACF и вакуумного резервуара.
ПРИМЕЧАНИЕ
На различных исполнениях двигателей расположение вакуумных шлангов может отличаться.
|
|
Рис. 3.1.15. Расположение фиксаторов крепления крышки электронного блока управления двигателем
|
Лезвием отвертки освободите фиксаторы ( рис. 3.1.15) крепления крышки электронного блока управления двигателем и снимите ее.
Лезвием отвертки освободите фиксаторы крепления электронного блока управления двигателем и приподнимите блок.
|
Рис. 3.1.16. Направление ослабления зажимов электрических разъемов (1 и 2) электронного блока управления двигателем
|
Ослабьте зажимы и отсоедините от блока электрические разъемы 1 и 2 ( рис. 3.1.16).
При наличии отсоедините электрический разъем от датчика высоты (только для автомобилей с двигателями AEB и AJL).
Лезвием отвертки освободите фиксатор и снимите вверх дополнительный блок реле, расположенный в коробке электронного блока управления двигателем (только для автомобилей с двигателями ANB и APU).
Отсоедините электрические разъемы с задней стороны блока разъемов.
Автомобили с тросом акселератора и автоматической коробкой передач
|
Рис. 3.1.17. Расположение электрического разъема (2) выключателя принудительного включения пониженной передачи (kick-down) и зажима (1) крепления троса акселератора
|
Отсоедините электрический разъем 2 выключателя принудительного включения пониженной передачи (kick-down) ( рис. 3.1.17).
Все модели
|
Рис. 3.1.18. Расположение электрических разъемов: 1 – разъем имеется только на автомобилях с двигателем ANB; 2 – разъем кислородного датчика; 3, 4, 5 – электрические разъемы; 6 – гайка крепления провода «массы»
|
Выверните гайку и отсоедините провод «массы» 6 ( рис. 3.1.18).
Освободите фиксаторы, отсоедините электрические разъемы 1–5 (см. рис. 3.1.18) и отведите провода в сторону.
Автомобили с механической коробкой передач
Отсоедините от коробки передач электрический разъем включения фонарей заднего хода и отведите провода в сторону.
Все модели
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Мелом, маркером или краской отметьте направление вращения поликлинового ремня. Если после установки ремень будет вращаться в другую сторону, это может привести к его разрушению.
|
|
Рис. 3.1.29. Регулировка натяжения ремня привода компрессора кондиционера: V. A. G. 1410 – динамометрический ключ; А — болты
|
Ослабьте болты А (см. рис. 3.1.29) крепления механизма натяжения поликлинового ремня компрессора кондиционера и снимите ремень со шкивов.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Не вскрывайте контур системы кондиционирования!
|
Выверните болты крепления компрессора кондиционера и мягкой проволокой привяжите его к кузову.
|
Рис. 3.1.30. Ослабление натяжения поликлинового ремня и расположение болта (1) и гайки (2) крепления генератора на четырехцилиндровых двигателях без турбонаддува
|
Гаечным ключом поверните по часовой стрелке механизм натяжения поликлинового ремня, чтобы ослабить его натяжение (см. рис. 3.1.30).
Снимите поликлиновой ремень со шкивов и отпустите механизм натяжения ремня.
Зафиксируйте от проворачивания шкив вентилятора с вязкостной муфтой болтом M5x60 мм.
Торцовым ключом на 8 мм выверните болты и снимите шкив вязкостной муфты вентилятора радиатора.
Снимите поликлиновой ремень.
|
Рис. 3.1.32. Отворачивание болтов крепления шкива водяного насоса и использование фиксатора для блокирования от проворачивания шкива насоса гидроусилителя рулевого управления
|
Выверните болты крепления шкива водяного насоса. Чтобы предотвратить проворачивание шкивов, вставьте фиксатор в отверстие шкива насоса гидроусилителя рулевого управления (см. рис. 3.1.32).
Снимите клиновой ремень.
Выверните болт крепления шкива насоса гидроусилителя рулевого управления.
Выверните болты крепления насоса гидроусилителя рулевого управления к кронштейну и отведите насос в сторону, не отсоединяя от него шланги.
|
Рис. 3.1.19. Расположение болтов крепления турбокомпрессора к каталитическому нейтрализатору
|
Выверните болты крепления турбокомпрессора к каталитическому нейтрализатору ( рис. 3.1.19).
|
Рис. 3.1.20. Расположение болта крепления кронштейна системы выпуска отработавших газов
|
Выверните болт крепления опоры системы выпуска отработавших газов ( рис. 3.1.20).
ПРИМЕЧАНИЕ
Соединительный элемент выхлопной трубы не следует изгибать более чем на 10°, иначе он будет поврежден.
|
|
Рис. 3.1.21. Расположение клемм стартера на четырехцилиндровых бензиновых двигателях: 1 – клемма «50»; 2 – клемма «B +»; 3 – держатель провода; 4 – гайка
|
Отверните гайку и снимите провод с клеммы «B +» втягивающего реле стартера ( рис. 3.1.21).
Отсоедините электрический разъем от клеммы «50» втягивающего реле стартера (см. рис. 3.1.21).
Выверните болт крепления держателя 4 провода.
Отверните гайку 3 крепления кронштейна стартера к блоку цилиндров.
Выверните два болта крепления стартера к коробке передач и снимите стартер.
С правой стороны двигателя выверните болт крепления провода соединения с «массой».
Автомобили с автоматической коробкой передач
|
Рис. 3.1.22. Расположение болтов крепления гидротрансформатора
|
Через отверстие, открывшееся после снятия стартера, выверните три болта крепления гидротрансформатора ( рис. 3.1.22). Для доступа к каждому последующему болту необходимо проворачивать коленчатый вал двигателя в направлении его рабочего вращения на 1/3 оборота. Коленчатый вал проворачивайте, используя центральный болт крепления шкива к коленчатому валу.
Все модели
|
Рис. 3.1.23. Расположение гайки крепления опоры двигателя
|
Отверните на несколько оборотов гайки крепления правой и левой опоры двигателя ( рис. 3.1.23).
|
Рис. 3.1.24. Расположение гайки (1) крепления и установочной втулки (2) опоры двигателя
|
Отметьте места установки резьбовых соединений 1 ( рис. 3.1.24) и установочных втулок 2 на правой и левой опоре двигателя.
ПРИМЕЧАНИЕ
Для различных модификаций двигателей используются различные варианты расположения резьбовых соединений и установочных втулок.
|
Отверните гайки 1 (см. рис. 3.1.24) крепления правой и левой опоры двигателя.
Снизу автомобиля выверните доступные болты крепления коробки передач к двигателю.
Снимите защитные кожухи с верхних частей стоек передней подвески.
Установите опорную балку 10–222 на верхние части стоек передней подвески.
Установите переходник 10–222А/ 2 на опорную балку 10–222 и закрепите захват 3147 переходника на коробке передач.
Вращая винт подъемного устройства, натяните захват так, чтобы вес коробки передач воспринимался подъемным устройством.
Полностью выверните верхние болты крепления коробки передач к двигателю, при этом оставьте один болт на месте, затянув его от руки.
Подвесьте на таль грузоподъемный захват 2024А и закрепите его на двигателе.
Выверните оставшийся последний верхний болт крепления коробки передач к двигателю.
Убедитесь, что все электрические провода, шланги, патрубки и трубопроводы отсоединены от двигателя.
Автомобили с автоматической коробкой передач
|
Рис. 3.1.25. Использование монтировки для прижатия гидротрансформатора к двигателю при снятии двигателя
|
Перед снятием двигателя прижмите монтировкой гидротрансформатор к двигателю ( рис. 3.1.25).
Все модели
Соблюдая осторожность, приподнимите двигатель, затем отведите его от коробки передач и извлеките вверх из моторного отсека.
Автомобили с автоматической коробкой передач
Закрепите гидротрансформатор на двигателе.
Установка
Установка двигателя проводится в последовательности, обратной снятию, с учетом следующего.
Замените новыми самоконтрящиеся гайки и болты, которые затягивали доворачиванием на определенный угол, а также уплотнительные кольца и прокладки.
Проверьте наличие центрирующих втулок, определяющих относительное положение двигателя и коробки передач.
|
Рис. 3.1.26. Расположение и нумерация болтов крепления механической и автоматической коробки передач к двигателю: А — место установки центрирующей втулки
|
При соединении двигателя с коробкой передач соблюдайте осторожность, чтобы не повредить датчик частоты вращения двигателя, используя при этом болты соответствующей длины и затяните их соответствующими моментами, указанными на рис. 3.1.26.
Механическая коробка передач
Поз.
|
Болт
|
Момент затяжки, Н-м
|
1,3,4
|
М 12x67
|
65
|
2,6
|
М 12x90
|
65
|
5,11
|
М12х110
|
65
|
7,8,9,10
|
М 10x45
|
45
|
Автоматическая коробка передач
Поз.
|
Болт
|
Момент затяжки, Н-м
|
1,8,9, 10
|
М 10x45
|
45
|
2,3,4,11
|
М 12x67
|
65
|
5
|
М12х110
|
65
|
6
|
М12х90
|
65
|
7
|
Ml 0x60
|
45
|
Если необходимо отремонтировать двигатель, закрепите его на стенде с помощью специального приспособления VW 540.
Автомобили с механической коробкой передач
Очистите шлицы первичного вала. При повторном использовании ведомого диска сцепления удалите с него следы коррозии. Смажьте шлицы вала тонким слоем смазки G 000 100.
Проверьте состояние подшипника выключения сцепления и при необходимости замените его.
Используя оправку, отцентрируйте ведомый диск сцепления.
Проверьте состояние игольчатого подшипника в торце коленчатого вала со стороны маховика. При необходимости замените подшипник.
Автомобили с автоматической коробкой передач
Для крепления гидротрансформатора к ведущему диску необходимо использовать оригинальные болты.
|
Рис. 3.1.27. Измерение расстояния между опорной поверхностью для болтов крепления гидротрансформатора и опорной поверхностью картера
|
Проверьте правильность установки гидротрансформатора ( рис. 3.1.27). Если расстояние между опорной поверхностью для болтов крепления гидротрансформатора и поверхностью картера составляет 23 мм (с автоматической коробкой передач 01V), значит, гидротрансформатор установлен правильно. Если гидротрансформатор установлен неправильно, это расстояние составляет 11 мм. Неправильная установка приведет к разрушению гидротрансформатора и насоса автоматической коробки передач.
Все модели
Установите двигатель на место и, покачав его из стороны в сторону, обеспечьте правильное расположение на опорах.
Установите компрессор кондиционера и насос гидроусилителя рулевого управления.
Установите поликлиновой ремень.
Установите переднюю поперечную панель с нормальное положение.
Автомобили с автоматической коробкой передач
Соедините масляные трубопроводы автоматической коробки передач (см. рис. 3.1.9).
Автомобили с тросом акселератора
Отрегулируйте трос акселератора.
Все модели
Убедитесь, что элементы систем выпуска отработавших газов правильно установлены на кронштейнах и не касаются кузова при покачивании.
Залейте в систему охлаждения охлаждающую жидкость. В случае, если снималась головка блока цилиндров или заменялся блок цилиндров, повторное использование охлаждающей жидкости не допускается.
Залейте масло в систему гидроусилителя рулевого управления и удалите из нее воздух.
Автомобили с автоматической коробкой передач
Проверьте уровень масла в автоматической коробке передач.
Все модели
Проверьте правильность подсоединения электрических разъемов.
Подсоедините провод «массы» к аккумуляторной батарее.
Поднимите стекла электрическими стеклоподъемниками вверх до упора. Затем нажмите на все переключатели стеклоподъемников еще раз, по меньшей мере на 1 с, в положение закрытия для активации блока управления стеклоподъемниками.
Установите время на часах.
Перед пуском двигателя проверьте наличие и уровень масла в двигателе.
После разъединения различных электрических разъемов в память блоков управления записывается информация об ошибках, которую необходимо стереть после установки.
Отрегулируйте свет фар.
|