4.2.4. Снятие и установкаРекомендации по снятию двигателя
Перед началом работы внимательно ознакомьтесь с данным разделом.
Если двигатель снимают для ремонта, необходимо выбрать место для проведения работ, обеспечить пространство для обслуживания и хранения запчастей. Ремонт рекомендуется проводить на станции техобслуживания или в гараже с ровным горизонтальным полом и чистым твердым покрытием.
Перед снятием очистите от загрязнений и вымойте двигатель и моторный отсек. При снятии используйте подъемный механизм достаточной грузоподъемности для безопасного подъема двигателя.
Если вы снимаете двигатель впервые, пригласите опытного специалиста. Некоторые работы следует выполнять с помощником.
Все зажимы и хомуты, которые при снятии двигателя будут повреждены или разрезаны, при сборке двигателя замените новыми.
В зависимости от года изготовления и комплектации автомобиля в моторном отсеке могут по-разному располагаться электрические провода, трубопроводы и шланги. Поэтому перед отсоединением электрических разъемов и разъединением трубопроводов и шлангов рекомендуется липкой лентой прикрепить к ним бирки с подписями.
Двигатель извлекается вперед отдельно от коробки передач.
На автомобилях с автоматической коробкой передач установите рычаг селектора в положение N.
Слитую охлаждающую жидкость необходимо собрать и утилизировать.
Перед отсоединением аккумуляторной батареи проверьте, есть ли у вас код включения радиоприемника.
Снятие
Выключите зажигание и отсоедините провод «массы» от аккумуляторной батареи.
|
|
Рис. 3.2.1. Расположение винтов крепления кожуха двигателя
|
Выверните четыре винта и снимите кожух двигателя ( рис. 3.2.1).
|
|
Рис. 3.2.2. Расположение винтов крепления нижнего брызговика моторного отсека
|
Выверните винты, показанные стрелками на рис. 3.2.2, и снимите нижний брызговик моторного отсека.
Снимите передний бампер.
Выверните радиатор масла гидроусилителя рулевого управления и отведите его в сторону, не отсоединяя от него трубопроводы.
Снимите крышку расширительного бачка.
|
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
При открывании крышки расширительного бачка на горячем двигателе необходимо соблюдать осторожность, так как находящийся под давлением пар может привести к сильным ожогам. Закройте крышку расширительного бачка толстым слоем ткани и медленно выверните крышку до появления шипящего звука. После прекращения шипения медленно выверните и снимите крышку с расширительного бачка.
|
Установите под радиатором поддон для сбора охлаждающей жидкости.
|
|
Рис. 3.2.3. Расположение пробки слива охлаждающей жидкости из радиатора
|
Вращая против часовой стрелки, выверните из радиатора резьбовую пробку слива охлаждающей жидкости, показанную на рис. 3.2.3 стрелкой.
При установке пробки замените уплотнительное кольцо.
|
|
Рис. 3.2.4. Расположение пробки слива охлаждающей жидкости из блока цилиндров двигателя
|
Выверните из блока цилиндров двигателя резьбовую пробку слива охлаждающей жидкости, показанную на рис. 3.2.4 стрелкой.
При установке пробки замените уплотнительное кольцо.
Автомобили с кондиционером
|
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Не вскрывайте контур системы кондиционирования!
|
|
|
Рис. 3.2.5. Расположение компонентов на автомобилях с кондиционером: 1, 2 – болты крепления конденсатора; 3 – разъем датчика давления кондиционера; 4 – болт крепления воздуховода
|
Выверните болты 4 ( рис. 3.2.5) крепления воздуховодов с левой и правой стороны радиатора.
Выверните болты 1 и 2 (см. рис. 3.2.5) крепления конденсатора.
Отсоедините электрический разъем 3 датчика давления кондиционера.
Извлеките конденсатор из креплений, отведите в сторону и мягкой проволокой закрепите около правого переднего колеса.
Все модели
|
|
Рис. 3.2.6. Расположение электрических разъемов на передней части блока ABS
|
Отсоедините электрические разъемы от передней части блока ABS ( рис. 3.2.6).
Освободите фиксаторы и снимите кронштейн электрических разъемов.
Отсоедините верхний и нижний шланги от радиатора.
Выверните болты крепления воздушного патрубка к передней поперечной панели.
Выверните болты крепления и установите переднюю поперечную панель в сервисное положение.
Отсоедините шланги от расширительного бачка, выверните винты и снимите бачок.
Ослабьте хомуты и снимите воздушный патрубок, соединяющий расходомер воздуха и изогнутый впускной трубопровод.
Отсоедините электрический разъем и, потянув, извлеките клапан угольного абсорбера паров топлива (ACF).
Отсоедините электрический разъем от расходомера воздуха.
|
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Топливная система находится под давлением. Перед разъединением элементов топливной системы необходимо сбросить давление в системе. Для этого закройте место разъединения топливной системы чистой ветошью и, соблюдая осторожность, плавно отверните соединительную гайку.
|
Отверните накидные гайки и отсоедините шланги подачи и возврата топлива от топливной магистрали.
Автомобили с системой рециркуляции отработавших газов
|
|
Рис. 3.2.7. Направление поворота для отсоединения соединительного патрубка системы рециркуляции отработавших газов
|
Поверните по часовой стрелке на 45° соединительный патрубок системы рециркуляции отработавших газов и отсоедините его от воздушного фильтра (см. рис. 3.2.7).
Все модели
Выверните болт и снимите воздушный фильтр.
Снимите рычаги стеклоочистителя.
|
|
Рис. 3.2.8. Расположение зажимов (1 и 3) крепления водозащитного кожуха и крышки (2) электронного блока управления двигателем
|
Снимите зажим 1 ( рис. 3.2.8) крепления водозащитного кожуха.
Снимите зажимы 3 крепления с левой и правой стороны водозащитного кожуха.
Снимите водозащитный кожух.
Выверните винты и снимите крышку 2 (см. рис. 3.2.8) с электронного блока управления двигателем.
Освободите фиксаторы и отсоедините электрические разъемы от электронного блока управления двигателем и датчика высоты. Освободите жгут проводов из зажимов и отведите его в сторону.
|
|
Рис. 3.2.9. Расположение гайки (2) крепления провода соединения с «массой» и гаек (1) крепления кронштейна с разъемами системы зажигания на перегородке вентиляционной камеры
|
Выверните гайку 2 ( рис. 3.2.9) и снимите провод соединения с «массой» автомобиля.
Выверните гайки 1 и снимите кронштейн с разъемами системы зажигания с перегородки вентиляционной камеры. Освободите жгут проводов из зажимов и отведите его в сторону.
Ослабьте хомуты и отсоедините шланги системы охлаждения, идущие к отопителю.
Отсоедините электрические разъемы:
синего цвета — от клапана перегрузки на впускном коллекторе;
зеленого цвета — от клапана рециркуляции отработавших газов;
черного цвета — от датчика температуры поступающего в двигатель воздуха.
Освободите провода из зажимов и отведите их в сторону.
|
|
Рис. 3.2.10. Места соединения шлангов и расположение болтов крепления: 1 – болт крепления к опорной плите; 2, 3 – болты крепления к и впускному коллектору; А — место присоединения шланга к усилителю тормозов; В — к регулятору давления; С — к тройнику
|
Отсоедините вакуумный шланг А ( рис. 3.2.10) от вакуумного усилителя тормозов, топливный шланг В от регулятора давления и шланги С от тройника.
Выверните болт 1 из опорной плиты и болты 2 и 3 из задней части впускного коллектора.
Отсоедините шланги, соединяющие вакуумный усилитель тормозов и резонатор.
Выверните болт крепления блока системы круиз-контроля к кронштейну и отсоедините тягу от дроссельной заслонки.
Отсоедините электрический разъем от клапана изменения фазы открытия клапанов.
Отсоедините шланг между клапаном вентиляции угольного абсорбера топливных паров (ACF) и корпусом дроссельных заслонок.
Освободите шланги и провода из зажимов и отведите их в сторону.
Снимите резонатор.
Отсоедините трос акселератора от дроссельной заслонки и оболочку троса от кронштейна и отведите трос в сторону.
Отсоедините электрические разъемы в правой стороне вентиляционной камеры (перед лобовым стеклом) и отведите их в сторону.
|
|
Рис. 3.2.11. Использование зажимов 3094 для пережатия шланга гидроусилителя рулевого управления и место отсоединения подводящего шланга
|
Зажимами (например, 3094) пережмите подводящие шланги гидравлической системы усилителя рулевого управления ( рис. 3.2.11).
Отсоедините подводящий шланг гидравлической системы усилителя рулевого управления от патрубка под левой головкой блока цилиндров. Для сбора протекающей жидкости под местом отсоединения трубки положите ветошь.
|
|
Рис. 3.2.12. Места отсоединения гидравлического шланга высокого давления от задней трубы системы охлаждения и правой головки блока цилиндров
|
Отсоедините гидравлический шланг высокого давления от задней трубы системы охлаждения и правой головки блока цилиндров ( рис. 3.2.12).
|
|
Рис. 3.2.20. Выворачивание болта крепления вентилятора радиатора
|
Удерживая шкив вентилятора радиатора от проворачивания специальным ключом 3212, обычным ключом выверните болт крепления шкива. Болт имеет левую резьбу, для отвинчивания его необходимо вращать по часовой стрелке (см. рис. 3.2.20).
|
|
Рис. 3.2.21. Ослабление натяжения поликлинового ремня с роликом натяжителя с внешним шестигранником. Стрелками показаны места установки штифтов 3204
|
Накидным ключом на 17 мм поверните по часовой стрелке натяжитель поликлинового ремня, в результате чего натяжение ремня ослабится. Зафиксируйте натяжитель в этом положении штифтами 3204 (см. рис. 3.2.21) и снимите ремень с генератора.
|
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Мелом, маркером или краской отметьте направление вращения поликлинового ремня. Если после установки ремень будет вращаться в другую сторону, это может привести к его разрушению.
|
Снимите поликлиновой ремень.
|
|
Рис. 3.2.13. Расположение гайки крепления провода соединения двигателя с «массой» и зажимов крепления проводов стартера и генератора
|
Выверните болт и снимите воздуховод с генератора ( рис. 3.2.13).
Выверните гайку и отсоедините провод соединения двигателя с «массой».
Освободите зажимы крепления проводов стартера и генератора, отсоедините провода от стартера и генератора и отведите их в сторону.
Выверните болт крепления генератора и отведите генератор к передней части моторного отсека.
|
|
Рис. 3.2.14. Расположение гаек крепления приемной выхлопной трубы к переднему глушителю
|
Снизу автомобиля отвинтите гайки крепления приемной выхлопной трубы к переднему глушителю ( рис. 3.2.14).
Выверните верхние болты крепления кронштейнов поддержки каталитических нейтрализаторов.
Отсоедините систему выпуска отработавших газов от задних стоек выпускных коллекторов.
Выверните болты крепления стартера и снимите его, перемещая назад между валом привода и подмоторной рамой.
Автомобили с автоматической коробкой передач
|
|
Рис. 3.2.15. Расположение болта крепления гидротрансформатора
|
Через отверстие, открывшееся после снятия стартера, выверните три болта крепления гидротрансформатора ( рис. 3.2.15). Для доступа к каждому последующему болту необходимо проворачивать коленчатый вал двигателя в направлении его рабочего вращения на 1/3 оборота. Для проворачивания коленчатого вала используйте центральный болт крепления шкива коленчатого вала.
Закрепите одним болтом генератор на кронштейне двигателя.
Автомобили с кондиционером
|
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Не вскрывайте контур системы кондиционирования!
|
Отвинтите зажимы крепления трубок системы кондиционирования и масляного радиатора от передней части двигателя.
Отвинтите зажимы крепления трубок системы кондиционирования под масляным фильтром.
Установите под двигатель поддон для сбора масла.
Снимите масляный фильтр и масляный радиатор.
Выверните болты крепления кронштейна компрессора кондиционера, отведите в сторону компрессор вместе с присоединенными к нему проводами и трубками. Мягкой проволокой закрепите его на кузове.
Все модели
|
|
Рис. 3.2.16. Расположение гайки (1) крепления и установочной втулки (2) опоры двигателя
|
Отметьте места установки резьбовых соединений 1 ( рис. 3.2.16) и установочных втулок 2 на правой и левой опоре двигателя.
Выверните гайки 1 крепления оснований правой и левой опоры двигателя.
Выверните верхние и нижние болты крепления коробки передач к двигателю.
Снимите защитные кожухи с верхних частей стоек передней подвески.
|
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Для различных модификаций двигателей используются различные варианты расположения резьбовых соединений и установочных втулок.
|
Установите опорную балку 10–222 на верхние части стоек передней подвески.
Установите переходник 10–222А/ 2 на опорную балку 10–222 и закрепите захват 3147 переходника на коробке передач.
Вращая винт подъемного устройства, натяните захват так, чтобы вес коробки передач воспринимался подъемным устройством.
Подвесьте на таль грузоподъемный захват 2024А и закрепите его на двигателе.
Убедитесь, что все электрические провода, шланги, патрубки и трубопроводы отсоединены от двигателя.
Автомобили с автоматической коробкой передач
Перед снятием двигателя прижмите монтировкой гидротрансформатор к двигателю.
Все модели
Соблюдая осторожность, приподнимите двигатель, затем отведите его от коробки передач и извлеките вверх из моторного отсека.
Автомобили с автоматической коробкой передач
Закрепите гидротрансформатор на двигателе.
Установка
Установка двигателя проводится в последовательности, обратной снятию, с учетом следующего.
|
|
Рис. 3.2.17. Расположение и нумерация болтов крепления механической коробки передач к двигателю: А — место установки центрирующей втулки
|
Замените новыми самоконтрящиеся гайки и болты ( рис. 3.2.17), которые затягивали доворачиванием на определенный угол, а также уплотнительные кольца и прокладки.
Проверьте наличие центрирующих втулок, определяющих относительное положение двигателя и коробки передач.
|
Поз.
|
Болт
|
Момент затяжки, Н-м
|
|
1
|
М12x67
|
45
|
|
2
|
М12x90
|
65
|
|
3
|
М12x80
|
65
|
|
4
|
М10x45
|
45
|
|
5
|
М10x135
|
45
|
Автомобили с механической коробкой передач
Очистите шлицы первичного вала. При повторном использовании ведомого диска сцепления удалите с него следы коррозии. Смажьте шлицы вала тонким слоем смазки G 000 100.
Проверьте состояние подшипника выключения сцепления и при необходимости замените его.
Используя оправку, отцентрируйте ведомый диск сцепления.
Проверьте состояние игольчатого подшипника в торце коленчатого вала со стороны маховика. При необходимости замените подшипник.
Автомобили с автоматической коробкой передач
Для крепления гидротрансформатора к ведущему диску необходимо использовать оригинальные болты.
|
|
Рис. 3.2.18. Измерение расстояния между опорной поверхностью для болтов крепления гидротрансформатора и опорной поверхностью картера
|
Проверьте правильность установки гидротрансформатора. Если расстояние между опорной поверхностью для болтов крепления гидротрансформатора и поверхностью картера составляет 23 мм, значит, гидротрансформатор установлен правильно. При неправильно установленном гидротрансформаторе это расстояние составляет 11 мм ( рис. 3.2.18). Неправильная установка гидротрансформатора приведет к разрушению гидротрансформатора и насоса автоматической коробки передач.
Установите двигатель на место и, покачав его из стороны в сторону, обеспечьте правильное расположение на опорах.
Все модели
Установите поликлиновой ремень.
Залейте в систему охлаждения охлаждающую жидкость. В случае, если снималась головка блока цилиндров или заменялся блок цилиндров, повторное использование охлаждающей жидкости не допускается.
Установите переднюю поперечную панель с нормальное положение.
Убедитесь, что элементы систем выпуска отработавших газов правильно установлены на кронштейнах и не касаются кузова при покачивании.
Проверьте правильность присоединения электрических разъемов.
Присоедините провод «массы» к аккумуляторной батарее.
Поднимите стекла электрическими стеклоподъемниками вверх до упора. Затем нажмите на все переключатели стеклоподъемника еще раз, по меньшей мере на 1 с, в положение закрытия для активации блока управления стеклоподъемниками.
Установите время на часах.
Перед пуском двигателя проверьте наличие и уровень масла в двигателе.
После разъединения различных электрических разъемов в память блоков управления записывается информация об ошибках, которую необходимо стереть после установки.
Отрегулируйте свет фар.
|