5.2. Рекомендации по снятию двигателяПеред началом работы внимательно ознакомьтесь со всем разделом по снятию двигателя. 
Если двигатель снимают для ремонта, необходимо выбрать место для проведения работ, обеспечить пространство для обслуживания и хранения запчастей.  Проводить ремонт двигателя следует на станции техобслуживания или в гараже с ровным горизонтальным полом с чистым твердым покрытием. 
Перед снятием очистите от загрязнений и вымойте двигатель и моторный отсек. Для снятия двигателя используйте грузоподъемный механизм, позволяющий безопасно поднимать силовой агрегат. 
Если вы снимаете двигатель впервые, необходимо пригласить опытного специалиста. Некоторые работы выполняются с помощником. 
Все зажимы и хомуты, которые при снятии двигателя будут повреждены или разрезаны, при сборке двигателя надо заменить на новые. 
Двигатель снимается вперед без коробки передач. 
Слитую охлаждающую жидкость необходимо собрать и утилизировать. 
Перед отсоединением аккумуляторной батареи выясните, есть ли у вас код включения радиоприемника.  
  
Снятие 
Выключите зажигание и отсоедините провод «массы» от аккумуляторной батареи. 
 
| 
 | 
 Рис. 3.3–24. Расположение винтов крепления кожуха двигателя 
 
 
 | 
 
 
 
 
Отверните винты и снимите кожух двигателя (см. рис. 3.3–24). 
 
| 
 | 
 Рис. 3.3–1. Расположение защитных кожухов (1–4) в задней части моторного отсека 
 
 
 | 
 
 
 
 
Снимите защитные кожухи 1–4 в задней части моторного отсека (рис. 3.3–1). 
Снимите крышку расширительного бачка. 
 
| 
 | 
 Рис. 3.3–25. Расположение передних воздуховодов 
 
 
 | 
 
 
 
 
Отверните болт крепления вентилятора радиатора с вязкостной муфтой, удерживая от проворачивания ось вентилятора другим гаечным ключом. 
Отвинтите кожух вентилятора радиатора. 
Снимите вентилятор с вязкостной муфтой вместе с кожухом. 
 
| 
 | 
 Рис. 3.3–2. Расположение фиксатора кожуха и направление поворота при снятии вентилятора радиатора с электрическим приводом 
 
 
 | 
 
 
 
 
Для снятия вентилятора радиатора с электрическим приводом отсоедините от вентилятора электрический разъем, извлеките фиксатор кожуха, поверните кожух в направлении стрелки (рис. 3.3–2) и снимите вентилятор. 
 
| 
 | 
 Рис. 3.3–27. Расположение винтов крепления кожуха поликлинового ремня 
 
 
 | 
 
 
 
 
Выверните винты и снимите кожух поликлинового ремня (см. рис. 3.3–27). 
  
Предупреждение 
Используя мел, маркер или краску, отметьте направление вращения поликлинового ремня. Если при установке поликлиновой ремень будет вращаться в другую сторону, это приведет к его разрушению. 
  
 
| 
 | 
 Рис. 3.3–28. Расположение болта крепления  натяжного ролика поликлинового ремня компрессора кондиционера 
 
 
 | 
 
 
 
 
Ослабьте болт крепления натяжного ролика поликлинового ремня компрессора кондиционера и снимите ремень со шкивов (см. рис. 3.3–28). 
 
| 
 | 
 Рис. 3.3–29. Ослабление натяжения основного поликлинового ремня 
 
 
 | 
 
 
 
 
Торцовым ключом поверните против часовой стрелки механизм натяжения основного поликлинового ремня, в результате чего ослабится натяжение ремня, зафиксируйте в этом положении механизм натяжения штифтом (поз.1, см. рис. 3.3–29) и снимите ремень. 
 
| 
 | 
 Рис. 3.3–3. Расположение болтов крепления гасителя колебаний 
 
 
 | 
 
 
 
 
 
| 
 | 
 Рис. 3.3–4. Расположение болтов крепления термозащитного экрана над турбокомпрессором 
 
 
 | 
 
 
 
 
Выверните болты (рис. 3.3–4) и снимите термозащитный экран над турбокомпрессором. 
  
 
| 
 | 
 Рис. 3.3–5. Расположение болтов крепления приемной выхлопной трубы к турбокомпрессору 
 
 
 | 
 
 
 
 
Выверните болты крепления приемной выхлопной трубы к турбокомпрессору (рис. 3.3–5). 
 
| 
 | 
 Рис. 3.3–34. Расположение винтов крепления подогревателя выхлопной трубы и шумоизоляции дополнительного подогревателя 
 
 
 | 
 
 
 
 
Выверните винты крепления подогревателя выхлопной трубы и шумоизоляции дополнительного подогревателя (см. рис. 3.3–34). 
 
| 
 | 
 Рис. 3.3–35. Расположение фиксаторов крепления нижнего брызговика моторного отсека 
 
 
 | 
 
 
 
 
Освободите фиксаторы и снимите нижние брызговики моторного отсека, состоящие из двух секций (см. рис. 3.3–35). 
 
| 
 | 
 Рис. 3.3–36. Расположение болтов крепления кронштейна нижнего брызговика моторного отсека 
 
 
 | 
 
 
 
 
Выверните два болта и снимите кронштейн нижнего брызговика моторного отсека (см. рис. 3.3–36) 
Ослабьте хомуты и снимите переднюю выхлопную трубу с каталитическим нейтрализатором. 
Установите под двигателем приемный поддон для сбора охлаждающей жидкости. 
 
| 
 | 
 Рис. 3.3–6. Расположение крана слива охлаждающей жидкости (1) и дренажного болта (2) 
 
 
 | 
 
 
 
 
Слейте охлаждающую жидкость, повернув на 90° кран 1( рис. 3.3–6) в основании трубы и вывернув дренажный болт 2. 
Отвинтите компрессор кондиционера от кронштейна и, не отсоединяя от него шланги, отведите его в сторону. 
Выверните компенсатор крутящего момента  от двигателя и кузова. 
Выверните эластичную опору в нижней правой части рамы. 
 
| 
 | 
 Рис. 3.3–7. Расположение болтов крепления стартера: 1 – гайка; 2 – электрический разъем 
 
 
 | 
 
 
 
 
Отсоедините от стартера электрический разъем, затем отвинтите гайку 1 (рис. 3.3–7) и отсоедините от стартера положительный провод .  
Отвинтите два болта, показанные стрелками на рис. 3.3–7, и, соблюдая осторожность, снимите стартер. 
 
| 
 | 
 Рис. 3.3–8. Расположение болта крепления гидротрансформатора 
 
 
 | 
 
 
 
 
Через отверстие, открывшееся после снятия стартера, вывинтите три болта крепления гидротрансформатора (рис. 3.3–8). Для доступа к каждому последующему болту необходимо проворачивать коленчатый вал двигателя в направлении его рабочего вращения на 1/3 оборота. 
  
Примечание 
Для проворачивания коленчатого вала необходимо использовать болт крепления шкива коленчатого вала. 
  
Автомобили с механической коробкой передач 
Отвинтите и снимите кожух со стороны правого вала привода. 
В правом распределительном блоке отсоедините электрический разъем и, отвинтив гайку, снимите наконечник провода стартера. Затем отвинтите болт крепления зажима провода и отведите провод стартера в сторону. 
Отсоедините электрический разъем от выключателя фонаря заднего хода. 
  
Все модели 
Отвинтите и снимите кожух со стороны левого вала привода. 
Снимите с левой стороны коробки передач термозащитный экран. 
Отсоедините электрический разъем от датчика спидометра. 
 
| 
 | 
 Рис. 3.3–9. Расположение электрического разъема (1), датчика спидометра, датчика частоты вращения двигателя (2) и болта (3) крепления трубопровода автоматической коробки передач 
 
 
 | 
 
 
 
При наличии датчика 2 (рис. 3.3–9) частоты вращения двигателя G28 , отвинтите его. Датчик 2   расположен в передней левой части коробки передач. 
Отвинтите болт 3 крепления  трубопровода автоматической коробки передач и переместите трубопровод в сторону. 
Освободите из кронштейна и отсоедините электрические разъемы жгута проводов и многофункционального переключателя. 
Отсоедините электрические разъемы с левой стороны двигателя. 
Вывинтите нижние болты крепления коробки передач к двигателю. 
 
| 
 | 
 Рис. 3.3–10. Расположение болтов (стрелки) крепления двигателя к нижней раме 
 
 
 | 
 
 
 
 
Вывинтите нижние болты, показанные стрелками на рис. 3.3–10, крепления двигателя к нижней раме. 
 
| 
 | 
 Рис. 3.3–11. Расположение хомутов крепления шлангов системы охлаждения к штуцерам отопителя на перегородке моторного отсека 
 
 
 | 
 
 
 
Ослабьте хомуты (рис. 3.3–11) и отсоедините шланги системы охлаждения, идущие к отопителю. 
Снимите вакуумный шланг с вакуумного усилителя тормозов. 
Ослабьте хомуты и отсоедините шланги системы охлаждения от двигателя. 
 
| 
 | 
 Рис. 3.3–12. Расположение электрического разъема датчика (1) в шланге (2) подачи воздуха  к впускному коллектору 
 
 
 | 
 
 
 
 
Отсоедините электрический разъем от датчика 1 воздушного патрубка (рис. 3.3–12). 
Снимите шланг 2 подачи воздуха к впускному коллектору. 
 
| 
 | 
 Рис. 3.3–21. Расположение болтов крепления шкива поликлинового ремня насоса усилителя рулевого управления и специальный инструмент для удержания шкива от проворачивания 
 
 
 | 
 
 
 
 
Отвинтите болты крепления шкива поликлинового ремня насоса усилителя рулевого управления, удерживая шкив от проворачивания специальным инструментом (см. рис. 3.3–21). 
Ослабьте хомуты и снимите воздушный патрубок с воздушного фильтра. 
 
| 
 | 
 Рис. 3.3–13. Расположение электрического разъема (1)  датчика  вентилятора радиатора и хомутов крепления шлангов системы охлаждения от датчика (2) и дополнительного обогревателя (3) 
 
 
 | 
 
 
 
 
Отсоедините от датчика 2 (рис. 3.3–13) вентилятора системы охлаждения электрический разъем 1 и шланг системы охлаждения.  
Ослабьте хомуты и отсоедините шланги системы охлаждения от дополнительного обогревателя 3. 
Отсоедините топливные шланги от топливного фильтра. 
Снимите крышку воздушного фильтра. 
 
| 
 | 
 Рис. 3.3–14. Расположение электрического разъема расходомера воздуха 
 
 
 | 
 
 
 
 
Отсоедините электрический разъем от расходомера воздуха (рис. 3.3–14) и освободите провода из фиксаторов. 
Отсоедините электрические разъемы от электромагнитного клапана и клапана рециркуляции отработавших газов (EGR). 
Отсоедините вакуумные шланги от турбокомпрессора и механического клапаны системы рециркуляции отработавших газов и переместите шланги в сторону. 
 
| 
 | 
 Рис. 3.3–15. Рас положение винтов и направление снятия кожуха блока управления:  1 – направление снятия 
 
 
 | 
 
 
 
 
Поверните левый защитный кожух блока управления в направлении стрелки 1 (рис. 3.3–15) и выверните задний правый винт.  
Выверните оставшиеся винты крепления, показанные  стрелками  на рис. 3.3–15. 
Снимите кожух блока управления. 
В блоке управления отсоедините электрические разъемы от блоков управления двигателем и коробкой передач. Освободите крепление реле, для чего,  используя отвертку с тонким лезвием, отожмите боковые фиксаторы. 
Отсоедините оставшиеся разъемы и снимите жгут проводов с верхней части двигателя. 
Отвинтите верхние болты крепления коробки передач к двигателю, оставив один болт на месте. 
На задней части турбокомпрессора ослабьте болт  
 
| 
 | 
 Рис. 3.3–16. Расположение болта (А) крепления стойки (В) на задней части турбокомпрессора 
 
 
 | 
 
 
 
А (рис. 3.3–16), поверните стойку по часовой стрелке и снова затяните болт. 
Отсоедините стойки поддержки капота от капота. Установите капот вертикально и закрепите его в этом положении. 
Подвесьте на таль грузоподъемный захват 2024 и закрепите его захваты на двигателе. 
Отвинтите болты крепления коробки передач к двигателю. 
Проверьте, чтобы все электрические провода, шланги, патрубки и трубопроводы были отсоединены от двигателя. 
  
Автомобили с автоматической коробкой передач 
 
| 
 | 
 Рис. 3.3–17. Использование большой отвертки для прижатия гидротрансформатора к двигателю при снятии двигателя 
 
 
 | 
 
 
 
 
Перед снятием двигателя большой отверткой прижмите гидротрансформатор к двигателю (рис. 3.3–17). 
Соблюдая осторожность, приподнимите двигатель, затем отведите его от коробки передач и извлеките вверх из моторного отсека. 
  
Автомобили с автоматической коробкой передач 
Закрепите гидротрансформатор на двигателе. 
  
Установка 
Установка проводится в последовательности, обратной снятию, с учетом следующего. 
При установке двигателя необходимо заменить на новые самоконтрящиеся гайки и болты, которые затягивали доворачиванием на определенный угол, а также уплотнительные кольца и прокладки. 
Перед установкой убедитесь, что стойка В (см. рис. 3.3–16) на задней части турбокомпрессора повернута по часовой стрелке. 
Перед установкой двигателя закрепите по бокам моторного отсека электрические провода и шланги для того, чтобы их не зажало двигателем. 
При установке проверьте наличие центрирующих втулок, определяющих взаимное расположение двигателя и коробки передач. 
  
Автомобили с механической коробкой передач 
Очистите шлицы приводного вала и при повторном использовании диска сцепления удалите с него следы коррозии. Смажьте шлицы вала привода тонким слоем смазки G 000 100. 
Проверьте состояние подшипника выключения сцепления и при необходимости замените его. 
Используя оправку, проверьте центрирование диска сцепления. 
Проверьте состояние игольчатого подшипника в торце коленчатого вала со стороны маховика. При необходимости замените подшипник. 
  
Автомобили с автоматической коробкой передач 
Для крепления гидротрансформатора к маховику необходимо использовать болты оригинальной конструкции. 
 
| 
 | 
 Рис. 3.3–18. Измерение расстояния между опорной поверхностью для болтов крепления гидротрансформатора и опорной поверхностью картера 
 
 
 | 
 
 
 
 
Проверьте правильность установки гидротрансформатора. Если расстояние между опорной поверхностью для болтов крепления гидротрансформатора и поверхностью картера составляет 19 мм, значит, гидротрансформатор установлен правильно. При неправильно установленном гидротрансформаторе это расстояние составляет около 14 мм (рис. 3.3–18). В этом случае разрушается ведущий диск гидротрансформатора и насос автоматической коробки передач. 
  
Установите двигатель на место и, покачивая его из стороны в сторону, обеспечьте правильное расположение на опорах. 
Установите компрессор кондиционера и насос усилителя рулевого управления. 
Перед ввинчиванием болтов крепления компрессора кондиционера убедитесь, что центрирующие втулки компрессора находятся на месте. 
Установите поликлиновой ремень. 
Установите вентилятор радиатора с вязкостной муфтой. 
Установите компенсатор крутящего момента  и привинтите его к двигателю и кузову. 
Залейте в систему охлаждения охлаждающую жидкость. Повторное использование охлаждающей жидкости не допускается, если снималась головка блока цилиндров или заменялся блок цилиндров. 
Проверьте, чтобы элементы системы выпуска были правильно установлены на подвесках и не касались кузова при ее покачивании. 
Проверьте правильность подсоединения электрических разъемов. 
Подсоедините провод «массы» к аккумуляторной батарее. 
Поднимите стекла электрическими стеклоподъемниками вверх до упора. Затем нажмите все переключатели стеклоподъемника еще раз, по меньшей мере на 1 секунду, в положение закрытия для активации блока управления стеклоподъемниками. 
Установите время на часах. 
Перед первым пуском двигателя необходимо прокачать топливную систему, так как в противном случае будет поврежден топливный насос. 
Перед пуском двигателя проверьте наличие и уровень масла в двигателе. 
 
		 
	 |