| 8.1. Схема электрооборудованияЭлектрооборудование автомобиля выполнено по однопроводной схеме — отрицательные выводы источников и потребителей электроэнергии соединены с массой, которая выполняет функцию второго провода. Схема электрооборудования автомобиля представлена на рис. 8–3 .Большинство цепей включаются выключателем зажигания. Всегда включены (независимо от положения ключа в выключателе зажигания) цепи питания звуковых сигналов, прикуривателя, стоп–сигнала, плафона, штепсельной розетки для переносной лампы, цепь питания аварийной сигнализации, часы и фонари сигнализации открытых передних дверей. Электрооборудование автомобиля защищено плавкими предохранителями, установленными в монтажном блоке. Цепь заряда аккумуляторной батареи, цепи зажигания и пуска двигателя, обмотки реле включения ближнего и дальнего света фар не защищены предохранителями. Прежде чем заменить перегоревший предохранитель, выясните причину его сгорания и устраните ее. При поисках неисправности рекомендуется просмотреть указанные в табл. 8–1 цепи, которые защищает данный предохранитель. 
 Цепи, защищаемые плавкими предохранителями        Таблица 8-1 
| № редохранителя (см. рис. 8-1)  | Защищаемые цепи  |  
| 1 (8А)  | Задние фонари (свет заднего хода). Электродвигатель отопителя. Контрольная лампа и реле обогрева заднего стекла (обмотка)  |  
| 2 (8А)  | Электродвигатели стеклоочистителя и омывателя ветрового стекла. Электродвигатели очистителей и омывателя фар. Реле очистки ветрового стекла. Реле очистителей и  омывателя фар (контакты)  |  
| 3 (8А)  | Резервный  |  
| 4(8А)  | Резервный  |  
| 5 (16А)  | Элемент обогрева заднего стекла и реле включения обогрева (контакты)  |  
| 6 (8А)  | Прикуриватель. Штепсельная розетка переносной лампы. Часы. Фонари сигнализации открытых передних дверей  |  
| 7 (16А)  | Звуковые сигналы и реле включения звуковых сигналов. Электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя и реле включения электродвигателя (контакты)  |  
| 8 (8А)  | Указатели поворота в режиме аварийной сигнализации. Выключатель и реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации в режиме аварийной сигнализации  |  
| 9 (8А)  | Регулятор напряжения генератора (на автомобилях с генератором ГB222)  |  
| 10 (8А)  | Указатели поворота в режиме указания поворота и соответствующая контрольная лампа. Реле включения электродвигателя вентилятора (обмотка). Контрольные приборы. Контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи. Контрольные лампы резерва топлива, давления масла, стояночного тормоза и уровня тормозной жидкости. Реле-прерыватель контрольной лампы стояночного тормоза. Система управления пневмоклапаном карбюратора  |  
| 11 (8А)  | Задние фонари (лампы стоп-сигнала). Плафон внутреннего освещения кузова  |  
| 12 (8А)  | Правая фара (дальний свет). Обмотка реле включения очистителей фар (при включенном дальнем свете)  |  
| 13 (8А)  | Левая фара (дальний свет). Контрольная лампа включения дальнего света фар  |  
| 14 (8А)  | Левая фара (габаритный свет). Правый задний фонарь (габаритный свет). Фонари освещения номерного знака. Подкапотная лампа. Контрольная лампа включения габаритного света.  |  
| 15 (8А)  | Правая фара (габаритный свет). Левый задний фонарь (габаритный свет). Лампа освещения прикуривателя. Лампы освещения приборов. Лампа освещения вещевого  ящика  |  
| 16 (8А)  | Правая фара (ближний свет). Обмотка реле включения очистителей фар (при включенном ближнем свете)  |  
| 17 (8А)  | Левая фара (ближний свет)  | 
 До 1988 г. лампы противотуманного света в задних фонарях и контрольная лампа противотуманного света защищались предохранителем № 17 монтажного блока. С 1988 г. они защищаются отдельным предохранителем, расположенным в пластмассовом корпусе в жгуте проводов около выключателя противотуманного света. Этот предохранитель рассчитан на 8 А. Кроме того, до 1988 г. лампа освещения вещевого ящика защищалась не предохранителем № 15, а предохранителем № 2. 
 
|  | Рис. 8–3. Схема соединений монтажного блока: Р1 — реле включения обогрева заднего стекла; Р2 — реле включения очистителей и омывателя фар; Р3 — реле включения звуковых сигналов; Р4 — реле включения электродвигателя вентилятора системы охлаждения двигателя; Р5 — реле включения дальнего света фар; Р6 — реле включения ближнего света фар; А — порядок условной нумерации штекеров в колодках монтажного блока. Наружная цифра с буквой "Ш" в обозначении штекера — номер колодки, а  внутренняя цифра — условный номер штекера. Штекеры колодок без цветной маркировки условно показаны коричневым цветом | 
 
|  | Рис. 8—1. Монтажный блок (крышка снята): 1 — реле включения обогрева заднего стекла (Р1); 2 — реле включения очистителей и омывателя фар (Р2); 3 — реле включения звуковых сигналов (Р3); 4 — реле включения электродвигателя вентилятора системы охлаждения двигателя (Р4); 5 — запасной предохранитель; 6 — реле включения дальнего света фар (Р5); 7 — реле включения ближнего света фар (Р6); 8 — предохранитель | 
 Монтажный блок. Все предохранители и вспомогательные реле установлены в отдельном монтажном блоке (рис. 8—1 .), расположенном в моторном отсеке. Кроме того, через монтажный блок осуществляется соединение жгутов проводов моторного отсека со жгутом проводов панели приборов и с задним жгутом. Условные номера штекеров в соединительных колодках монтажного блока и схема внутренних соединений монтажного блока показаны на рис. 8–3 . 
 
| ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ При ремонтных работах во избежание коротких замыканий необходимо отсоединять провод от клеммы "минус" аккумуляторной батареи. Не допускается устанавливать самодельные или какие-либо другие предохранители, не предусмотренные конструкцией автомобиля, т.к. это может привести к перегреву проводов и к пожару. При проверке схемы электрооборудования автомобиля не допускается замыкать на массу провода, т.к. это может привести к перегоранию токоведущих дорожек на печатных платах монтажного блока. При снятии реле и предохранителей в монтажном блоке не допускается применять металлические отвертки, т.к. это приводит к замыканию выводов реле и перегоранию токоведущих дорожек монтажного блока. | 
 На автомобилях могут быть установлены монтажные блоки отечественного производства или изготовленные в Словении. Последние являются неразборными и ремонту не подлежат. В случае нарушения внутренних соединений они должны заменяться новыми. Монтажные блоки отечественного производства можно разбирать и заменять у них блок печатных плат. Допускается припайка проводов взамен перегоревших токоведущих дорожек на печатных платах, но только если для этого не требуется рассоединения печатных плат. 
 
 |