| 2.11.2. Регулировка зазоров в механизме привода клапанов
|  | Рис. 2.46. Механизм привода клапанов: 1 – головка цилиндров; 2 – клапан; 3 – толкатель; 4 – корпус подшипников распределительного вала; 5 – распределительный вал; 6 – регулировочная шайба; 7 – маслоотражательный колпачок; А — зазор между кулачком и регулировочной шайбой | Зазор А (см. рис. 2.46 ) между кулачками распределительного вала и регулировочными шайбами на холодном двигателе должен быть (0,2 ±0,05) мм для впускных клапанов и (0,35 ±0,05) мм — для выпускных. Зазор регулируется подбором толщины регулировочных шайб 6. В запасные части поставляются регулировочные шайбы толщиной от 3 до 4,5 мм с интервалом через каждые 0,05 мм. Толщина шайбы маркируется на ее поверхности. Зазор регулируйте в следующем порядке: – снимите крышку головки цилиндров и переднюю защитную крышку зубчатого ремня; – выверните свечи зажигания ключом 67.7812.9515 и удалите масло из верхней части головки цилиндров; – осмотрите поверхность кулачков распределительного вала: на них не должно быть задиров, раковин, износа и глубоких рисок; – установите на шпильки крепления крышки головки цилиндров приспособление 67.7800.9503 для утапливания толкателей клапанов; 
 
|  | Рис. 2.25. Проверка совпадения установочных меток на шкиве распределительного вала и задней защитной крышке | 
 – поверните коленчатый вал до совмещения установочных меток на шкиве и задней крышке зубчатого ремня (см. рис. 2.25 ), а затем доверните его еще на 40–50° (2,5–3 зуба на шкиве распределительного вала). При этом в первом цилиндре будет фаза сгорания;
 
|         ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Поворачивать коленчатый вал следует только по часовой стрелке или за болт крепления шкива привода генератора, или за шкив распределительного вала с помощью приспособления 67.7811.9509. Нельзя поворачивать коленчатый вал за болт крепления шкива распределительного вала, так как при этом можно повредить болт. | 
 
 – проверьте набором щупов зазоры у 1-го и 3-го кулачков распределительного вала; 
 
|  | Рис. 2.47. Утапливание толкателей клапанов при замене регулировочной шайбы: 1 – приспособление 67.7800.9503; 2 – толкатель | 
 
|  | Рис. 2.48. Фиксирование толкателей клапанов при замене регулировочной шайбы: 1 – фиксатор 67.7800.9504; 2 – регулировочная шайба | 
 – если зазор отличается от нормы, то приспособлением 67.7800.9503 (рис. 2.47 ) утопите толкатель и зафиксируйте его в нижнем положении, установив между краем толкателя и распределительным валом фиксатор 67.7800.9504 (рис. 2.48 );– приспособлением 67.7800.9505 удалите регулировочную шайбу и микрометром измерьте ее толщину; – определите толщину новой шайбы по формуле: Н = В + (А — С), где        А — замеренный зазор, мм;                 В — толщина снятой шайбы, мм;                 С — номинальный зазор, мм;                 Н — толщина новой шайбы, мм. 
 Пример. Допустим А=0,26 мм; В=3,75 мм; С=0,2 мм (для впускного клапана), тогда: Н = 3,75 + (0,26–0,2) = 3,81 мм. В пределах допуска на зазор ±0,05 мм принимаем толщину новой шайбы, равную 3,8 мм. – установите в толкатель клапана новую регулировочную шайбу маркировкой в сторону толкателя, уберите фиксатор 67.7800.9504 и еще раз проверьте зазор. Если он отрегулирован верно, то щуп толщиной 0,2 или 0,35 мм должен входить с легким защемлением; – последовательно поворачивая коленчатый вал на пол-оборота, что соответствует повороту метки на шкиве распределительного вала на 90°, отрегулируйте зазоры у остальных клапанов, соблюдая очередность, указанную в таблице 2.2; 
 Таблица 2.2   Порядок регулировки зазоров в механизме привода клапанов 
| Угол поворота коленчатого вала от положения совмещенных меток, град |     Кулачки* |  
| выпускной | впускной |  
| 40-50 | 1 | 3 |  
| 220-230 | 5 | 2 |  
| 400-410 | 8 | 6 |  
| 580-510 | 4 | 7 | * Номера кулачков указаны по порядку от шкива распределительного вала. 
 – залейте масло в верхнюю часть головки цилиндров, установите крышку головки цилиндров и переднюю крышку зубчатого ремня. 
 
 |