| 
 
 10.25. Антикоррозионная защита кузоваКоррозии больше всего подвержены пустотелые профили кузова, днище, нижние части дверей и стоек, а также соединения деталей кузова, в том числе места точечной сварки. Наиболее быстро коррозия развивается в скрытых полостях и нижних частях кузова при попадании влаги, грязи, солей, кислот. В связи с этим в процессе эксплуатации автомобиля для дополнительной защиты внутренних поверхностей и скрытых полостей кузова наносят специальный антикоррозионный состав, а в соединениях деталей – уплотнительные мастики. Применяемые материалы для антикоррозионной обработки указаны в табл. 10.1.  
 Таблица 10.1 Антикоррозионные составы для обработки кузова 
| Наименование состава | Марка | Рабочая вязкость, с, при 20 °С по ВЗ-4 | Вид растворителя, разбавителя | Режим сушки |  
| температура, °С | время, мин |  
| Автоконсервант порогов  | Мовиль Мовиль-2 | 15-40 | Уайт-спирит, бензин | 20 | 20-30 |  
| Защитный смазочный материал невысыхающий  | НГМ-МЛ | 45 | Уайт-спирит | 20 | 15 |  
| Защитное пленочное покрытие  | НГ-216Б | 18-22 | Уайт-спирит, бензин | 20 | 20 |  
| Мастика противошумная битумная  | БПМ-1 | Высокой вязкости  | Ксилол, сольвент | 100-110 | 30 |  
| Пластикат полихлорвиниловый  | Пластизоль Д-11А | То же | - | 130 | 30 |  
| Пластикат  | Пластизоль Д-4А | >> | - | 130 | 30 |  
| Мастика невысыхающая  | 51-Г-7 | >> | -  | -  | -  | 
 Автоконсервант «Мовиль» или «Мовиль-2» используется для обработки скрытых полостей. Рекомендуется обрабатывать полости через каждые 1–1,5 года. Автоконсервант допускает обработку поверхностей, ранее покрытых нигролом или другими маслами, а также ржавых поверхностей. Защитный смазочный материал «НГМ-МЛ» применяется для обработки скрытых полостей. Этим материалом обработаны скрытые полости новых автомобилей. Защитное пленочное покрытие «НГ-216Б» используется для покрытия частей автомобиля под кузовом. Мастика противошумная битумная «БПМ-1» применяется для защиты от коррозии днища кузова и для уменьшения шума. Толщина покрытия 1,0–1,5 мм. Пластизоль «Д-11А» используется для защиты днища кузова от коррозии, от абразивного износа и для шумоизоляции. Толщина покрытия 1,0–1,2 мм. Пластизолем «Д-11А» обработаны днища новых автомобилей. Пластизоль «Д-4А» применяется для герметизации сварных швов. Невысыхающая мастика «51-Г-7» используется для герметизации сочленений кузова. Во внутренние полости антикоррозионное вещество напыливается способом воздушного и безвоздушного распыления. При воздушном распылении требуется сжатый воздух с давлением 0,5–0,8 МПа, пистолет-краскораспылитель с бачком, шланги и удлинительные насадки для пистолета. Лучшее качество покрытия достигается при безвоздушном распылении под давлением 4–12 МПа, которое позволяет распыливать материалы значительной вязкости. 
  Подготовка  и антикоррозионная  обработка скрытых  полостей  Ввиду применения сложного технологического оборудования и необходимости высококачественного выполнения работ обработку скрытых полостей рекомендуется выполнять на станциях технического обслуживания автомобилей. Порядок выполнения операций для защиты от коррозии скрытых полостей: – установите автомобиль на подъемник, снимите детали и обивку, препятствующие доступу в скрытые полости; – промойте водой температурой 40–50 °С через технологические и дренажные отверстия скрытые полости (табл. 10.2) и низ кузова до вытекания чистой воды. При этом опускные стекла дверей должны быть подняты; 
 Таблица 10.2 Скрытые полости, обрабатываемые противокоррозионными составами 
| Наименование полости | Место впрыска состава | Направление впрыска состава | Дополнительные указания |  
| Полость капота  | В проемы внутренней панели капота  | По всей внутренней поверхности  |  |  
| Карманы передних дверей  | Через проемы во внутренней панели двери  | По всей внутренней поверхности  | Снимите обивки передних дверей  |  
|  | Через проемы во внутренней панели двери  | По всей внутренней поверхности  |  |  
| Между арками задних колес  | В проемы полостей в багажном отделении  | По всей поверхности  | Снимите обивку в багажном отделении  |  
| Полость брызговика  | Из моторного отсека и из-под арки колеса  | Вниз и вверх  | Вывесите автомобиль  |  
| Лонжероны пола  | Из салона и снизу кузова  | Вперед и назад  | Вывесите автомобиль  |  
| Поперечины пола  | Из салона и снизу кузова  | Вправо и влево  | Снимите коврики  |  
| Полость задней части пола  | Снизу кузова  | Вправо и влево  | Вывесите автомобиль  | 
 – удалите влагу, попавшую в салон и багажное отделение, продуйте сжатым воздухом все места нанесения антикоррозионных составов; – поставьте автомобиль на подъемник. Нанесите распылением антикоррозионный состав; – опустите автомобиль с подъемника, очистите от загрязнений лицевые поверхности кузова ветошью, смоченной в уайт-спирите. В процессе эксплуатации автомобиля покрытие на днище кузова подвергается воздействию гравия, песка, соли, влаги. В результате мастика и грунт повреждаются и стираются. Оголенный металл подвергается коррозии. При повреждениях покрытия пластизоля «Д-11А» без нарушения слоя грунта поврежденные участки очистите от грязи и на сухую поверхность безвоздушным распылением или кистью нанесите пластизоль. Просушите пластизоль при температуре 130 °С в течение 30 мин. Допускается нанесение вместо пластизоля противошумной мастики «БПМ-1», сушка которой может проходить в естественных условиях. Перед восстановлением покрытия установите автомобиль на подъемник, тщательно осмотрите низ кузова и выявите дефекты покрытия. Очистите от грязи низ кузова, удалите ржавчину шпателем, наждачной бумагой или преобразователем ржавчины согласно инструкции. Обдуйте низ кузова сжатым воздухом. Установите автомобиль на подъемник в камеру для нанесения мастики и снимите колеса. Закройте барабаны и диски тормозов защитными кожухами, изолируйте плотной бумагой и клейкой лентой карданную передачу, глушители, тросы и другие места, не подлежащие обработке мастикой. Ветошью, смоченной в уайт-спирите, обезжирьте зачищенные до металла места. На зачищенные места нанесите распылением или кистью грунт ГФ-073 и выдержите 5–10 мин. Затем нанесите распылением или вручную (кистью или шпателем) мастику «БПМ-1» на дефектные места слоем 1,0–1,5 мм. Перекрытие по старому слою покрытия «Д-11А» должно быть минимальным. В холодное время года мастику перед употреблением выдержите в теплом помещении до повышения температуры не ниже 20 °С. В случае загустения мастики разбавьте ее ксилолом, но не более 3%. Лакокрасочное покрытие очистите от загрязнений мастикой ветошью, смоченной в уайт-спирите. Просушите мастику при температуре 100–110 °С в течение 30 мин или при 18–28 °С не менее 24 ч. Герметизация кузова обеспечивается применением резиновых уплотнителей, клеев, уплотнительных мастик, резиновых пробок, закрывающих технологические отверстия, и тщательной подгонкой сопрягаемых деталей. Снимая и устанавливая уплотнители с металлическими каркасами, не допускайте смятия каркаса и образования гофр на уплотнителях. Сварные швы не дают полной герметичности соединений деталей, и в случае попадания влаги между сварными деталями там возникают очаги коррозии. От попадания влаги и грязи сварные швы загерметизированы пластизолем «Д-4А». После замены отдельных деталей кузова промажьте сварные швы с обеих сторон пластизолем «Д-4А» и нанесите невысыхающую мастику типа «51-Г-7» в угловые стыки и зазоры. 
 
 |