| 
 Вероятная причина 
 | 
 Способ устранения 
 | 
| 
 1. Двигатель не пускается 
1.1. Нарушение подачи топлива 
 | 
| 
 Засорены сетчатые фильтры карбюратора, топливного насоса или фильтры очистки топлива 
 | 
 Промыть фильтры в неэтилированном бензине. Заменить фильтр тонкой очистки топлива, промыть фильтрующий элемент фильтра-отстойника 
 | 
| 
 Повреждена диафрагма топливного насоса или нарушена герметичность клапанов 
 | 
 Заменить диафрагму или клапаны 
 | 
| 
 Замерзла вода в фильтрах грубой и тонкой очистки топлива или в топливопроводе 
 | 
 Прогреть отстойники фильтров или топливопровод горячей водой 
 | 
| 
 Засорен топливопровод 
 | 
 Продуть топливопровод сжатым воздухом 
 | 
| 
 Заело клапан подачи топлива поплавковой камеры в закрытом положении 
 | 
 Промыть клапан в неэтилированном бензине, заменить уплотнительную шайбу 
 | 
| 
 1.2. Бедная горючая смесь (хлопки в карбюраторе) 
 | 
| 
 См. п. 1.1 
 | 
   
 | 
| 
 Не закрывается полностью воздушная заслонка 
 | 
 Отрегулировать привод воздушной заслонки 
 | 
| 
 Засорены жиклеры: главный и холостого хода 
 | 
 Промыть и продуть жиклеры воздухом 
 | 
| 
 Неплотности в соединениях карбюратора с впускной трубой и впускной трубы с головкой блока цилиндров 
 | 
 Подтянуть крепления, при необходимости заменить прокладки 
 | 
| 
 Низкий уровень бензина в поплавковой камере карбюратора 
 | 
 Отрегулировать уровень 
 | 
| 
 Заедание клапана рециркуляции отработавших газов в открытом положении 
 | 
 Заменить клапан рециркуляции 
 | 
| 
 1.3. Богатая горючая смесь (хлопки в глушителе) 
 | 
| 
 Прикрыта воздушная заслонка 
 | 
 Открыть воздушную заслонку, продуть цилиндры, проворачивая коленчатый вал при открытых дроссельных заслонках 
 | 
| 
 Нарушена герметичность клапана подачи топлива 
 | 
 Заменить уплотнительную шайбу клапана 
 | 
| 
 Нарушена герметичность поплавка 
 | 
 Восстановить герметичность поплавка 
 | 
| 
 Засорены воздушные жиклеры дозирующих систем 
 | 
 Промыть жиклеры неэтилированным бензином и продуть сжатым воздухом 
 | 
| 
 Винт качества смеси отрегулирован на богатую смесь 
 | 
 Отрегулировать необходимый состав топливовоздушной смеси 
 | 
| 
 Повышенный уровень бензина в поплавковой камере 
 | 
 Отрегулировать уровень 
 | 
| 
 1.4. Двигатель не пускается в холодное время  
 | 
| 
 Не закрывается воздушная заслонка 
 | 
 Отрегулировать тягу привода воздушной заслонки. Для этого нажать на педаль акселератора и вытянуть ручку тяги воздушной заслонки. Рычаг воздушной заслонки зафиксировать на тяге в закрытом положении заслонки 
 | 
| 
 1.5. Неисправности в системе зажигания 
 | 
| 
 Неисправна катушка зажигания 
 | 
 Заменить катушку зажигания 
 | 
| 
 Неисправен коммутатор* 
 | 
 Заменить коммутатор 
 | 
| 
 Отсутствие надежного контакта в цепи системы зажигания 
 | 
 Подтянуть контакты 
 | 
| 
 Неисправен датчик-распределитель* 
 | 
 Заменить датчик-распределитель 
 | 
| 
 Неисправны датчики системы управления двигателем** 
 | 
 Заменить датчики 
 | 
| 
 Неисправен блок управления** 
 | 
 Заменить блок управления 
 | 
| 
 2. Двигатель работает неустойчиво 
2.1. Перебои на малой частоте вращения коленчатого вала в режиме холостого хода 
 | 
| 
 Высокий или низкий уровень бензина в поплавковой камере карбюратора 
 | 
 Отрегулировать уровень 
 | 
| 
 Неправильная регулировка холостого хода 
 | 
 Отрегулировать систему холостого хода 
 | 
| 
 Наличие воды в топливном баке 
 | 
 Слить отстой 
 | 
| 
 Неправильная регулировка зазоров клапанов* 
 | 
 Отрегулировать зазоры в клапанном механизме 
 | 
| 
 Пробой бегунка, пластмассовой крышки катушки зажигания или крышки датчика-распределителя зажигания* 
 | 
 Заменить бегунок, катушку зажигания или крышку датчика-распределителя зажигания 
 | 
| 
 Негерметичность фланцевых соединений карбюратора, впускной трубы 
 | 
 Подтянуть крепления фланцевых соединений, при необходимости заменить прокладки 
 | 
| 
 Неисправен экономайзер принудительного холостого хода 
 | 
 Трубку запорного устройства необходимо соединить с трубкой, расположенной на другой стороне корпуса, ниже трубки вакуум-корректора. Если холостой ход восстановится, отремонтировать или заменить систему отключения подачи топлива. Если не восстановится, промыть каналы холостого хода, проверить герметичность заглушек на карбюраторе 
 | 
| 
 Нагар на свечах 
 | 
 Очистить свечи 
 | 
| 
 Негерметичность соединений трубки вакуумного регулятора** 
 | 
 Проверить и при необходимости устранить негерметичность 
 | 
| 
 2.2. Перебои в одном или нескольких цилиндрах двигателя 
 | 
| 
 Прогорание крышки датчика-распределителя зажигания* 
 | 
 Заменить крышку 
 | 
| 
 Пробой провода высокого напряжения 
 | 
 Заменить неисправный провод 
 | 
| 
 Нагар на свече 
 | 
 Очистить нагар пескоструйным аппаратом 
 | 
| 
 Не работает свеча зажигания 
 | 
 Заменить свечу зажигания 
 | 
| 
 Неисправна двухвыводная катушка зажигания 
 | 
 Заменить двухвыводную катушку зажигания 
 | 
| 
 Неисправен блок управления 
 | 
 Заменить блок управления 
 | 
| 
 3. Повышенная токсичность отработавших газов 
 | 
| 
 См. пункты 1.2 и 1.3; 
 | 
   
 | 
| 
 Неправильная установка угла опережения зажигания* 
 | 
 Отрегулировать угол опережения зажигания 
 | 
| 
 Нагар на свечах, неправильный зазор между электродами 
 | 
 Очистить свечи, отрегулировать зазор между электродами 
 | 
| 
 Неправильная регулировка тепловых зазоров между клапанами и коромыслами* 
 | 
 Отрегулировать зазоры в клапанном механизме 
 | 
| 
 Негерметичность клапанов 
 | 
 Притереть клапаны 
 | 
| 
 Износ маслосъемных колпачков 
 | 
 Заменить изношенные колпачки 
 | 
| 
 Износ цилиндро-поршневой группы 
 | 
 Произвести ремонт двигателя 
 | 
| 
 Негерметичность соединений трубки вакуумного регулятора 
 | 
 Проверить и при необходимости устранить негерметичность 
 | 
| 
 Неисправен датчик абсолютного давления** 
 | 
 Заменить датчик 
 | 
| 
 4. Ухудшение динамики автомобиля (плохая приемистость двигателя, двигатель не развивает полной мощности) 
 | 
| 
 Неполное открытие дроссельных заслонок 
 | 
 Отрегулировать привод дроссельных заслонок 
 | 
| 
 См. пункт 1.2 
 | 
   
 | 
| 
 Нарушение работы ускорительного нacoca 
 | 
 Промыть распылитель и каналы ускорительного насоса, продуть сжатым воздухом. Проверить целостность диафрагмы 
 | 
| 
 Неправильная регулировка клапанов газораспределения* 
 | 
 Отрегулировать зазоры клапанов газораспределительного механизма 
 | 
| 
 Неправильная установка угла опережения зажигания* 
 | 
 Отрегулировать угол опережения зажигания 
 | 
| 
 Загрязнен воздушный фильтр; 
 | 
 Заменить фильтрующий элемент 
 | 
| 
 Положение заслонок <зима-лето> не соответствует сезону* 
 | 
 Установить заслонки в положение, соответствующее сезону 
 | 
| 
 5. Повышенный расход бензина 
 | 
| 
 См. пункты 1.2 и 1.3 
 | 
   
 | 
| 
 Загрязнен воздушный фильтр 
 | 
 Заменить фильтрующий элемент 
 | 
| 
 Неправильная установка угла опережения зажигания* 
 | 
 Отрегулировать угол опережения зажигания 
 | 
| 
 Нарушение герметичности системы питания 
 | 
 Проверить герметичность топливопроводов, топливного бака, пробки топливного бака. Устранить обнаруженные неисправности 
 | 
| 
 Неисправности в ходовой части автомобиля 
 | 
 Проверить регулировку тормозов, подшипников ступиц передних колес, давление воздуха в шинах 
 | 
| 
 Высокий уровень топлива в поплавковой камере 
 | 
 Отрегулировать уровень 
 | 
| 
 Загрязнен карбюратор 
 | 
 Промыть карбюратор 
 | 
| 
 Воздушная заслонка остается частично прикрытой 
 | 
 Отрегулировать крепление тяги привода воздушной заслонки 
 | 
| 
 Негерметичность соединений трубки вакуумного регулятора 
 | 
 Проверить и при необходимости устранить 
 | 
| 
 6. Двигатель перегревается 
 | 
| 
 Неисправен термостат 
 | 
 Заменить термостат 
 | 
| 
 Пробуксовывает ремень (ремни*) привода вспомогательных агрегатов 
 | 
 Отрегулировать натяжение ремня (ремней*) 
 | 
| 
 Позднее зажигание* 
 | 
 Отрегулировать угол опережения зажигания 
 | 
| 
 См. пункт 1.2 
 | 
   
 | 
| 
 Засорен радиатор 
 | 
 Промыть систему охлаждения 
 | 
| 
 Неисправен датчик сигнализатора перегрева охлаждающей жидкости 
 | 
 Заменить датчик 
 | 
| 
 7. Двигатель продолжает работать после выключения зажигания 
 | 
| 
 См. пункт 6 
 | 
   
 | 
| 
 Применен низкооктановый бензин 
 | 
 Применить бензин с рекомендованным октановым числом 
 | 
| 
 8. Детонационные стуки в двигателе 
 | 
| 
 Раннее зажигание* 
 | 
 Отрегулировать угол опережения зажигания 
 | 
| 
 Нaгaр на стенках камер сгорания и днищах поршней 
 | 
 Очистить камеры сгорания и днища поршней от нагара 
 | 
| 
 Применен низкооктановый бензин 
 | 
 Применить бензин с рекомендованным активном числом 
 | 
| 
 9. Низкое давление масла 
 | 
| 
 Засорение или заедание редукционного клапана в открытом положении 
 | 
 Промыть детали клапана, прочистить гнездо в корпусе масляного насоса 
 | 
| 
 Неисправен датчик или указатель давления масла 
 | 
 Замерить давление контрольным манометром и при необходимости заменить неисправные приборы 
 | 
| 
 Перегрев двигателя 
 | 
 Устранить причины перегрева 
 | 
| 
 Ослабление усилия пружины редукционного клапана 
 | 
 Заменить пружину 
 | 
| 
 Износ вкладышей коленчатого вала 
 | 
 Заменить вкладыши 
 | 
| 
 Износ деталей масляного насоса 
 | 
 Заменить масляный насос, заменить* прокладку между крышкой и корпусом тонкой бумажной прокладкой 
 | 
| 
 Заниженный или завышенный уровень масла в масляном картере 
 | 
 Долить или слить масло до рекомендуемого уровня по указателю 
 | 
| 
 10. Повышенный расход масла 
 | 
| 
 Износ поршневых колец 
 | 
 Заменить поршневые кольца 
 | 
| 
 Засорение системы вентиляции картера двигателя 
 | 
 Провести обслуживание системы вентиляции 
 | 
| 
 Утечка масла через сальники и неплотности соединений 
 | 
 Заменить сальники и восстановить герметичность соединений подтяжкой или заменой прокладок 
 | 
| 
 Разрушение маслосъемных колпачков 
 | 
 Заменить маслосъемные колпачки 
 | 
| 
 11. Стуки в двигателе 
 | 
| 
 Большие зазоры между коромыслами и клапанами 
 | 
 Отрегулировать зазоры в клапанном механизме 
 | 
| 
 Износ шатунно-поршневой группы 
 | 
 Произвести ремонт двигателя 
 | 
| 
 Износ вкладышей коленчатого вала 
 | 
 Заменить вкладыши 
 | 
| 
 12. Стуки в передней части двигателя (ЗМЗ-4061, ЗМЗ-4063) 
 | 
| 
 Закусывание плунжера гидронатяжителя цепи 
 | 
 Разобрать гидронатяжитель, установить причину закусывания и при необходимости заменить изношенные детали 
 | 
| 
 ** Для УМЗ-4215, ЗМЗ-4025, ЗМЗ-4026. 
 | 
| 
 ** Для ЗМЗ-4061, ЗМЗ-4063. 
 |