6.2.3. Ремонт коробки передачСнятие коробки передач 
Снятие коробки необходимо производить в следующем порядке: 
 - установить автомобиль на эстакаду, подъемник или смотровую яму, чтобы обеспечить удобный доступ к коробке передач снизу; 
 - отсоединить от коробки передач рычаг переключения передач, для чего изнутри кузова поднять к рукоятке рычага наружный резиновый уплотнитель пола, снять резиновый защитный уплотнитель с колпака горловины механизма переключения передач, отвернуть колпак и вынуть рычаг из горловины вверх; 
 - слить масло из коробки передач; 
 - отсоединить от коробки передач карданный вал (см. «Карданная передача»); 
 - отсоединить от коробки передач гибкий трос провода выключателя света заднего хода и датчика скорости, если нет троса; 
 - отвернуть два болта крепления рабочего цилиндра к картеру сцепления, поднять вверх рабочий цилиндр с толкателем, не отсоединяя его от трубопровода; 
 - снять вилку выключения сцепления; 
— отвернуть болты крепления к картеру коробки передач и трубам глушителя и снять соединительный кронштейн подвески глушителя; 
 - отвернуть гайки крепления задней опоры к коробке передач; 
 - отсоединить поперечину от кронштейнов лонжеронов; 
— отвернуть гайки шпилек крепления коробки передач к картеру сцепления и снять коробку передач вместе с подшипником выключения сцепления. 
Разборка коробки передач 
Разборку коробки передач необходимо производить в следующем порядке: 
— снять муфту с подшипником выключения сцепления с передней крышки коробки передач; 
 - снять поролоновые кольца с передней крышки; 
 - отсоединить и снять заднюю опору двигателя с поперечиной; 
 - вывернуть выключатель света заднего хода с прокладкой; 
 - вывернуть сапун; 
 
| 
 | 
 Рис. 5.16. Отворачивание болта крепления оси промежуточной шестерни заднего хода на переднем картере 
 
 
 
 | 
 
 
 
 
 - отвернуть болт крепления втулки оси промежуточной шестерни заднего хода, расположенной с левой стороны переднего картера ( рис. 5.16);  
 
| 
 | 
 Рис. 5.13. Коробка передач (продольный разрез): А — двухконусный синхронизатор; 1 — первичный вал; 2 — крышка подшипника первичного вала; 3 — сальник; 4 — шариковый подшипник первичного вала; 5 — стопорное кольцо; 6 — роликовый подшипник вторичного вала; 7 — сапун; 8 — блокирующее кольцо; 9 — муфта включения; 10 — сухарь синхронизатора; 11 — ступица муфты включения 3-й, 4-й передач; 12 — шестерня 3-й передачи; 13 — игольчатый подшипник шестерни; 14 — стопорное кольцо полуколец; 15 — полукольцо; 16 — шестерня второй передачи; 17 — стопорное кольцо; 18 — шестерня 1-й передачи; 19 — вторичный вал; 20 — шестерня заднего хода; 21 — вилка включения 5-й передачи и заднего хода; 22 — ступица муфты включения 5-й передачи и заднего хода; 23 — болт крепления пластины фиксатора; 24 — пластина; 25 — пружина фиксаторов; 26 — шарик фиксаторов; 27 — пружина блокировочной втулки; 28 — втулка блокировочная; 29 — головка штока включения 5-й передачи и заднего хода; 30 — корпус рычага переключения; 31 — шестерня 5-й передачи; 32 — шайба упорная; 33 — втулка распорная; 34 — картер коробки передач задний; 35 — сальник; 36 — ось промежуточной шестерни заднего хода; 37 — игольчатый подшипник промежуточной шестерни заднего хода; 38 — промежуточная шестерня заднего хода; 39 — штифт; 40 — болт крепления втулки оси промежуточной шестерни заднего хода; 41 — втулка оси промежуточной шестерни заднего хода; 42 — шариковый подшипник вторичного вала; 43 — кольцо стопорное подшипника вторичного вала; 44 — кольцо стопорное; 45 — подшипник; 46 — пробка маслосливная; 47 — блок шестерен; 48 — пробка маслоналивная; 49 — картер коробки передач передний; 50 — регулировочные прокладки 
 
 
 
 | 
 
 
 
 
 - отвернуть болты крышки подшипника первичного вала 2 (см.  рис. 5.13) и снять крышку;  
 - снять прокладку между крышкой и картером коробки передач; 
 - снять стопорное кольцо подшипника первичного вала; 
 - отвернуть болты крепления переднего и заднего картеров; 
 
| 
 | 
 Рис. 5.17. Разъединение переднего и заднего картеров 
 
 
 
 | 
 
 
 
 
 - разъединить передний и задний картеры коробки передач, удерживая задний и перемещая передний картер (воздействуя на ушки крепления к картеру сцепления) ( рис. 5.17). При разъединении картеров ни в коем случае не воздействовать на торец носка первичного вала, так как это приводит к повреждению синхронизатора;  
 - снять прокладку между передним и задним картерами; 
 - вынуть из гнезда в переднем картере наружную обойму конического подшипника; 
 - вынуть из гнезда под подшипник блока шестерен в переднем картере регулировочные прокладки; 
 - вывернуть из переднего картера маслоналивную и маслосливные пробки; 
 - передвинуть шток включения 5-й передачи и заднего хода в положение включения заднего хода; 
 - вывернуть стопорные болты крепления трех вилок переключения передач; 
 - вывернуть болты крепления и снять корпус рычага переключения передач; 
 - снять прокладку корпуса рычага переключения передач. Штифты в горловине корпуса рычага переключения и в левой боковой стенке, а также пружины и предохранители без надобности вынимать не следует. Если предохранители заедают и плохо возвращаются под действием пружин, то следует выбить их заглушки и вынуть пружины и предохранители из корпуса; 
 - вывернуть болты крепления и снять пластину фиксаторов штоков; 
 - снять прокладку пластины фиксаторов; 
 - вынуть три пружины и три шарика фиксаторов штоков переключения передач; 
 - вынуть заглушку отверстия под стопорные плунжеры с левой стороны заднего картера коробки передач; 
 - вынуть шток включения 5-й передачи и заднего хода с головкой; 
 - снять вилку с сухарями; 
 - вынуть стопорный плунжер; 
 - вывернуть стопорный болт и снять со штока включения 5-й передачи и заднего хода головку, втулку блокировочную и пружину блокировочной втулки; 
 - вынуть шток включения 1-й и 2-й передач с головкой; 
 - снять вилку с сухарями; 
 - вывернуть стопорный болт и снять со штока головку выключения 1-й и 2-й передач; 
 - вынуть шток включения 3-й и 4-й передач со стопорным пальцем; 
 - снять вилку с сухарями; 
 - вынуть стопорный палец; 
 - вынуть стопорный плунжер из заднего картера; 
 - вынуть вилки переключения передач из пазов муфт; 
 - отвернуть болт и снять стопор крепления штуцера ведомой шестерни привода спидометра; 
 - вынуть из заднего картера штуцер и ведомую шестерню привода спидометра; 
 
| 
 | 
 Рис. 5.18. Отворачивание болта крепления оси промежуточной шестерни заднего хода на заднем картере 
 
 
 
 | 
 
 
 
 
 - вывернуть болт крепления оси промежуточной шестерни заднего хода с левой стороны заднего картера ( рис. 5.18);  
 
| 
 | 
 Рис. 5.19. Демонтаж комплекта валов и шестерен из заднего картера 
 
 
 
 | 
 
 
 
 
 - через отверстие под корпус рычага переключения передач (с помощью щипцов) развести усы стопорного кольца шарикового подшипника вторичного вала (при этом кольцо утопится в выточке заднего картера) и выпрессовать вторичный вал в сборе с подшипником из гнезда в заднем картере, воздействуя на задний торец вторичного вала ( рис. 5.19). При этом одновременно из заднего кратера произойдет выпрессовка блока шестерен с шариковыми подшипниками (или с внутренними обоймами конических подшипников) и оси промежуточной шестерни заднего хода в сборе;  
 - вынуть из заднего картера наружную обойму из конического подшипника; 
 - вынуть из комплекта блока шестерен промежуточную шестерню с осью в сборе, вторичный и первичный вал в сборе. 
Разборка первичного вала 
Разборку первичного вала необходимо производить в следующем порядке: 
 - пометить блокирующее кольцо синхронизатора, чтобы при сборке установить его на прежнее место; 
 - вынуть ролики из носка первичного вала; 
 - снять стопорное и пружинное кольца шарикового подшипника первичного вала; 
 - снять шариковый подшипник первичного вала. 
Разборка блока шестерен 
Для разборки блока шестерен необходимо спрессовать с концов промежуточного вала блока шестерен шариковые подшипники или внутренние обоймы конических подшипников. 
Разборка оси промежуточной шестерни заднего хода 
Для разборки оси промежуточной шестерни заднего хода необходимо: 
 - выпрессовать пружинный штифт из оси и втулки оси; 
 - снять с оси промежуточную шестерню с иглами подшипника. 
Разборка вторичного вала 
Разборку вторичного вала производить в следующем порядке: 
 - снять стопорное и пружинное кольца ступицы 3-й и 4-й передач; 
 - снять с вторичного вала ступицу и муфту включения 3-й и 4-й передач в сборе с сухарями и пружинами синхронизатора, для чего, удерживая вал вертикально, ударить торцом носка вала по деревянной подкладке; 
 - проверить наличие совмещенных меток на ступице и муфте включения 3-й и 4-й передач и, если их нет, нанести метки, чтобы при сборке установить эти детали в прежнее положение; 
 - снять со ступицы муфту включения 3-й и 4-й передач; 
 - вынуть сухари синхронизатора (3 шт.); 
 - вынуть из ступицы пружины синхронизатора (2 шт.); 
 - снять шестерню 3-й передачи с блокирующим кольцом и игольчатым подшипником; 
 - снять блокирующее кольцо с шестерни 3-й передачи; 
 - пометить блокирующее кольцо, чтобы при сборке установить его на прежнее место; 
 - вынуть игольчатый подшипник в пластмассовом сепараторе; 
 - пометить его, чтобы при сборке установить на прежнее место; 
 - снять стопорное кольцо полуколец вторичного вала; 
 - снять два упорных полукольца; 
 - вынуть стопорный штиф; 
 - снять шестерню 2-й передачи с игольчатым подшипником и 3 кольцами синхронизатора; 
 - вынуть игольчатый подшипник в пластмассовом сепараторе и пометить его, чтобы при сборке установить на прежнее место; 
 - снять с вторичного вала стопорное кольцо; 
 - снять с вторичного вала ступицу и муфту включения 1-й и 2-й передач в сборе с сухарями, пружинами синхронизатора и с наружными, внутренними и средними кольцами синхронизатора, для чего, удерживая вал вертикально, ударить его носком по деревянной подкладке; 
 - проверить наличие совмещенных меток на ступице и муфте включения 1-й и 2-й передач, и если их нет, нанести метки, чтобы при сборке установить эти детали в прежнее положение; 
— снять со ступицы муфту включения 1-й и 2-й передач; 
 - вынуть сухари синхронизатора; 
 - вынуть из ступицы пружины синхронизатора; 
 - снять шестерню 1-й передачи с игольчатым подшипником; 
 - вынуть игольчатый подшипник в пластмассовом сепараторе; 
 - пометить подшипник, чтобы при сборке установить его на прежнее место; 
 - снять стопорное и пружинное кольца ведущей шестерни привода спидометра; 
 - снять с вторичного вала ведущую шестерню привода спидометра; 
 - вынуть стопорный шарик ведущей шестерни привода спидометра; 
 - снять шариковый подшипник; 
 - снять упорную шайбу шарикового подшипника; 
 - снять с вторичного вала шестерню 5-й передачи с блокирующим кольцом синхронизатора, игольчатым подшипником в пластмассовом сепараторе и распорной втулкой; 
 - снять блокирующее кольцо с шестерни 5-й передачи; пометить блокирующее кольцо, чтобы при сборке установить его на прежнее место; 
 - вынуть игольчатый подшипник; 
 - снять стопорное кольцо ступицы муфты включения 5-й передачи и заднего хода; 
 - снять с вторичного вала ступицу и муфту включения 5-й передачи и заднего хода в сборе с сухарями и пружинами синхронизатора, для чего, удерживая вал вертикально, ударить торцом вторичного вала по деревянной подкладке; 
 - проверить наличие совмещенных меток на ступице и муфте включения 5-й передачи и заднего хода, и если их нет, то нанести метки, чтобы при сборке установить эти детали в прежнее положение; 
 - снять со ступицы муфту включения 5-й передачи и заднего хода; 
 - вынуть сухари синхронизатора (3 шт.); 
 - вынуть из ступицы пружины синхронизатора (2 шт.); 
 - снять шестерню заднего хода с блокирующим кольцом и игольчатым подшипником; 
 - снять блокирующее кольцо с шестерни заднего хода; пометить блокирующее кольцо, чтобы при сборке установить его на прежнее место; 
 - вынуть игольчатый подшипник в пластмассовом сепараторе; 
 - пометить его, чтобы при сборке установить на прежнее место. 
Разборка рычага переключения 
Разборку рычага переключения производить следующим образом: 
 - отвернуть рукоятку и снять уплотнитель пола кузова; 
 - выдернуть шилом пластмассовую запорную втулку и вынуть нижнюю часть рычага переключения передач из верхней; 
 - снять резиновые и пластмассовые детали антивибрационного устройства; 
 - снять уплотнитель колпака, колпак, седло пружины и пружину. 
Осмотр и контроль технического состояния двигателей 
После разборки детали коробки передач необходимо тщательно промыть, после чего внимательно их осмотреть для определения отсутствия разрывов прокладок, забоин и рисок на привалочных поверхностях, сминания и выработки в гнездах под подшипники, погнутости штоков, износов сферической головки рычага, трещин на картере и крышках, повреждения тел качения и сепараторов подшипников, рабочей кромки сальников, задиров на сталебаббитовом подшипнике заднего картера, сколов на боковых поверхностях и торцах зубьев шестерен и зубчатых венцов синхронизаторов, выработки на конусах, питтинга на роликах, шейках вторичного вала, задиров на упорных шайбах и отверстиях в шестернях, погнутости вилок и штоков механизма переключения передачи, значительных износов на лапках вилок переключения, задиров и заусенцев на штоках, разбалтывания штифтов и сминания отверстия под них в горловине механизма переключения передач и т. д. 
Поврежденные детали необходимо заменить. 
Сборка коробки передач 
Сборка коробки передач осуществляется в последовательности, обратной разборке. При сборке необходимо учитывать следующее. Каждая пара шестерен подбирается на заводе по шуму, поэтому замена шестерен может вызвать некоторое увеличение шума коробки передач. 
 
| 
 | 
 Рис. 5.20. Комплект колец синхронизатора 1-й — 2-й передач: 1 — наружное кольцо; 2 — среднее кольцо; 3 — внутренне кольцо 
 
 
 
 | 
 
 
 
 
При подборе колец синхронизатора к конусам шестерен 1-й, 2-й, 3-й, 5-й передач, заднего хода и первичного вала необходимо обратить внимание на то, чтобы кольца плотно прилегали к поверхности конуса. Кольца необходимо притереть к конусам; поверхность контакта кольца с конусом должна быть не менее 80%. Наружное, среднее и внутреннее кольца двухконусного синхронизатора 1-й—2-й передач притираются одновременно и после притирки образуют неразделяемый комплект (также как и притертые шестерни и кольца одноконусных синхронизаторов остальных передач). В сжатом под нагрузкой 10 кг комплекте колец двухконусного синхронизатора несовпадение торцов А и В (pиc.  5.20) наружного и внутреннего кольца от положения в одной плоскости должно быть в пределах 0,1 мм.  
Зазор между торцом наружного кольца и торцом прямозубого венца на шестернях 3-й, 5-й передач, заднего хода и на первичном валу для новых деталей должен быть в пределах 1,1—1,5 мм. 
Если заменялись конусные зубчатые венцы синхронизатора 3-й, 4-й, 5-й передач и заднего хода, то необходимо шлифовкой в сборе с шестерней обеспечить биение конуса относительно внутреннего отверстия шестерни не более 0,025 мм. 
Осевые зазоры шестерен 1-й, 2-й, 3-й, 5-й передач и заднего хода находятся в пределах 0,15—0,35 мм. Они обеспечиваются конструктивно и не требуют регулировки. 
Осевой зазор блока шестерен должен быть в пределах 0,03—0,11 мм. Он обеспечивается подбором и установкой регулировочных прокладок между торцом наружной обоймы подшипника блока и торцом гнезда под подшипник в переднем картере. 
Ступицы муфт переключения напрессовать на вторичный вал в сборе с муфтами, сухарями и пружинами синхронизаторов. При постановке ступиц на вал необходимо подобрать возможно более плотную насадку. 
 
| 
 | 
 Рис. 5.21. Установка пружин синхронизатора 
 
 
 
 | 
 
 
 
 
Муфты переключения, собранные со ступицами, должны иметь боковой зазор в шлицах 0,01—0,05 мм; этот зазор необходимо получать индивидуальным подбором при сборке, обеспечив при этом легкое осевое перемещение деталей. Отогнутые концы обеих пружин синхронизаторов должны быть расположены в одном сухаре, а витки пружин должны быть направлены в разные стороны ( рис. 5.21).  
Разномерность диаметров роликов подшипника переднего конца вторичного вала, а также роликов промежуточной шестерни заднего хода должна быть не более 0,005 мм. 
Подшипники следует напрессовывать на валы, прикладывая усилие только к внутреннему кольцу подшипника. 
Все детали коробки передач должны быть смазаны тонким слоем трансмиссионного масла, пазы головок переключения — коллоидно-графитным препаратом или солидолом, для удобства сборки допускается смазка роликовых подшипников переднего конца вторичного вала и промежуточной шестерни заднего хода, шариковых подшипников, сухарей и пружин синхронизаторов и других деталей солидолом или консталином. Новые подшипники следует устанавливать в заводской консервации. 
Перед сборкой в обязательном порядке смазать солидолом или консталином сталебаббитовый подшипник заднего картера и кромку сальников. При сборке прокладки и крепежные болты необходимо смазать тонким слоем пасты «герметик». 
Поврежденные прокладки необходимо заменить новыми. 
При сборке коробки передач следует учитывать размеры сопрягаемых деталей коробки передач ( табл. 5.3).  
 
 
Сборка рычага переключения передач 
Для сборки рычага переключения передач необходимо: 
 - установить на нижнюю часть рычага переключения передач последовательно пружину, седло пружины, колпак, защитный уплотнитель, детали антивибрационного устройства верхней и нижней частей рычага переключения, а именно: запорную втулку, нижнюю резиновую подушку, распорную втулку, верхнюю резиновую подушку и упорный конус; 
 - вставить подсобранную нижнюю часть рычага переключения в верхнюю и закрепить запорной втулкой; 
 - надеть на рычаг уплотнитель пола; 
 - навернуть на рычаг рукоятку. 
Сборка первичного вала 
Для сборки первичного вала необходимо: 
 - напрессовать подшипник на шейку первичного вала; 
 - установить пружинное и стопорное кольца; 
 - вставить ролики в носок первичного вала (14 шт.); 
 - установить на конус первичного вала предварительно притертое с ним блокирующее кольцо синхронизатора. 
Сборка блока шестерен 
Для сборки блока шестерен необходимо: 
 - напрессовать съемные венцы блока шестерен на промежуточный вал. Перед напрессовкой шестерни нагреть в печи до температуры 150° C в течение 30 мин., а промежуточный вал охладить в сухом льду в течение 30 мин.; 
 - установить стопорное кольцо; 
 - напрессовать на шейки промежуточного вала шариковые подшипники или внутренние обоймы с роликами конических подшипников, воздействуя при этом на внутреннюю обойму подшипника. 
Сборка оси промежуточной шестерни заднего хода 
Для сборки оси промежуточной шестерни заднего хода необходимо: 
 - вставить иглы в отверстие промежуточной шестерни заднего хода (21 шт.); 
 - установить промежуточную шестерню заднего хода с иглами на ось; 
 - установить на ось втулку оси; 
 - повернуть втулку оси таким образом, чтобы заходные отверстия с фаской под болты крепления оси во втулке и оси в головке лежали в одной плоскости, и запрессовать упругий штифт. 
Сборка вторичного вала 
Для сборки вторичного вала необходимо: 
 - собрать ступицы с сухарями, пружинами синхронизаторов и муфтами включения в соответствии с указаниями, приведенными выше; 
 - запрессовать во вторичный вал штифт упорной шайбы шарикоподшипника вторичного вала. Край штифта должен располагаться ниже поверхности шейки под шестерню 5-й передачи; 
 - установить на конус шестерни заднего хода предварительно притертое с ним блокирующее кольцо синхронизатора; 
 - установить в отверстие шестерни заднего хода игольчатый подшипник в сепараторе; 
 - установить шестерню заднего хода с игольчатым подшипником и блокирующим кольцом синхронизатора на вторичный вал; 
 - напрессовать на вторичный вал подсобранную ступицу с муфтой включения 5-й передачи и заднего хода; при напрессовке следить, чтобы выступы блокирующего кольца синхронизатора на шестерне заднего хода вошли в пазы ступицы; 
 - установить стопорное кольцо ступицы 5-й передачи и заднего хода; 
 - установить на конус шестерни 5-й передачи предварительно притертое с ним блокирующее кольцо синхронизатора; 
 - установить в отверстие шестерни 5-й передачи игольчатый подшипник в сепараторе и распорную втулку; 
 - установить шестерню 5-й передачи с игольчатым подшипником и блокирующим кольцом синхронизатора на вторичный вал, при этом следить, чтобы выступы на блокирующем кольце вошли в пазы ступицы; 
 - установить на вторичный вал упорную шайбу шарикоподшипника вторичного вала, следя за тем, чтобы запрессованный в вал штифт вошел в пазы упорной шайбы; напрессовать подшипник; 
 - вставить во вторичный вал стопорный шарик, надеть ведущую шестерню привода спидометра; 
 - установить пружинное и стопорное кольца; 
 - установить в отверстие шестерни 1-й передачи игольчатый подшипник в сепараторе; 
 - установить шестерню 1-й передачи с игольчатым подшипником на вторичный вал; 
 - установить на вторичный вал наружное, внутреннее и среднее кольца синхронизатора, подсобранную ступицу с муфтой включения 1-й и 2-й передач, сухарями и пружинами. При установке следить, чтобы: 
 
| 
 | 
 Рис. 5.14. Двухконусный синхронизатор 1-й — 2-й передач: 1 — муфта; 2 — ступица; 3 — вторичный вал; 4 — шестерня; 5 — сухарь синхронизатора; 7 — шестерня 1-й передачи; 8 — кольцо внутреннее; 9 — кольцо среднее; 10 — зубчатый венец; 11 — кольцо наружное 
 
 
 
 | 
 
 
 
 
• выступы среднего кольца вошли в отверстия зубчатого венца (см.  рис. 5.14) синхронизатора на шестерне 1-й передачи.  
• выступы наружного кольца сннхронизатора вошли в пазы зубчатого венца ступицы; 
• усики внутреннего кольца синхронизатора вошли в канавки на торце ступицы; 
 - установить стопорное кольцо; 
 - вставить в отверстие шестерни 2-й передачи игольчатый подшипник в сепараторе; 
 - установить на вторичный вал наружное, внутреннее и среднее кольца синхронизатора и подсобранную с игольчатым подшипником шестерню 2-й передачи. При установке следить, чтобы: 
• усики внутреннего кольца синхронизатора вошли в канавки на торце ступицы; 
• выступы среднего кольца вошли и отверстия зубчатого венца синхронизатора на шестерню 1-й передачи; 
• выступы наружного кольца синхронизатора вошли на пазы зубчатого венца ступицы; 
 - вставить во вторичный вал стопорный шарик, вложить в канавку два упорных полукольца (косые срезы полуколец должны быть обращены к шарику) и установить на них стопорное кольцо; 
 - установить на конус шестерни 3-й передачи предварительно притертое с ним блокирующее кольцо синхронизатора; 
 - установить в отверстие шестерни 3-й передачи игольчатый подшипник в сепараторе; 
 - надеть шестерню 3-й передачи с игольчатым подшипником и блокирующим кольцом синхронизатора на вторичный вал; 
 - напрессовать на вторичный вал подсобранную ступицу с муфтой включения 3-й и 4-й передач; 
 - при напрессовке следить, чтобы выступы блокирующего кольца на шестерне 3-й передачи вошли в пазы ступицы; 
 - установить пружинное и стопорное кольца ступицы муфты включения 3-й и 4-й передач. 
Последующая сборка коробки передач 
Для последующей сборки коробки передач необходимо: 
 - запрессовать в задний картер сальники заподлицо с торцом горловины и наружную обойму заднего конического подшипника блока шестерен; 
 - установить в задний кapтep коробки передач, в канавку, стопорное кольцо шарикового подшипника вторичного вала; 
 - установить на подсобранном вторичном валу муфту включения 5-й передачи и заднего хода в положение включения заднего хода; 
 - надеть на носок подсобранного вторичного вала подсобранный первичный вал; при этом следует следить, чтобы выступы блокирующего кольца синхронизатора на первичном валу вошли в пазы ступицы муфты включения 3-й и 4-й передач; 
 
| 
 | 
 Рис. 5.22. Валы и шестерни коробки передач после их сборки 
 
 
 
 | 
 
 
 
 
 - приложить к венцам шестерен, соединенных первичным и вторичным валами, подсобранные блоки шестерен и ось промежуточной шестерни заднего хода с шестерней, образовав комплект для сборки ( рис. 5.22). Ось промежуточной шестерни должна быть обращена лыской внутрь комплекта.  
 
| 
 | 
 Рис. 5.23. Соединение ремнями в комплект валов и шестерен 
 
 
 
 | 
 
 
 
 
Для удобства дальнейшего монтажа можно стянуть получившийся комплект ремнями ( рис. 5.23);  
 - установить в тисках вертикально задний картер коробки передач с установленным стопорным кольцом шарикового подшипника вторичного вала; 
 
| 
 | 
 Рис. 5.24. Установка валов шестерен в задний картер 
 
 
 
 | 
 
 
 
 
 - вставить в задний картер комплект валов, развести отогнутые концы стопорного кольца и, удерживая их в таком положении, запрессовать в гнезда на заднем картере подшипники вторичного вала и блока шестерен на половину их длины, воздействуя попеременно на торец шестерни 1-й передачи и передний торец промежуточного вала ( рис. 5.24);  
 - освободить отогнутые концы стопорного кольца и допрессовать подшипник вторичного вала в гнездо заднего картера, пока стопорное кольцо не будет располагаться одновременно в канавке в заднем картере и в канавке подшипника. При этом одновременно допрессовать подшипник блока шестерен до упора в стенку гнезда заднего картера; 
 - установить на постель в заднем картере ось промежуточной шестерни заднего хода в сборе и завернуть (но не до отказа) болт крепления; 
 - вложить в пазы муфт переключения вилки соответствующих передач с сухарями; 
 
| 
 | 
 Рис. 5.25. Оправка для установки стопорного плунжера 
 
 
 
 | 
 
 
 
 
 - установить стопорный плунжер механизма блокировки между отверстиями штока включения 3-й и 4-й передач и штоком 1-й и 2-й передач; для удобства целесообразно использовать оправку ( рис. 5.25), последовательно вставляя ее в отверстия под шток 5-й передачи и заднего хода и в отверстие под шток 3-й и 4-й передач;  
 - установить в шток включения 3-й и 4-й передач стопорный палец; 
 - установить шток включения 3-й и 4-й передач с пальцем механизма блокировки в отверстие картера и головку вилки включения 3-й и 4-й передач; закрепить вилку на штоке стопорным болтом; 
 - установить на шток включения 1-й и 2-й передач головку и закрепить стопорным болтом; 
 - вставить шток в отверстие картера и в головку вилки включения 1-й и 2-й передач, закрепить вилку на штоке болтом; 
 
| 
 | 
 Рис. 5.26. Установка стопорного плунжера: 1 — шток; 2 — стопорный палец; 3 — оправка; 4 — задний картер; 5 — бородок; 6 — стопорный плунжер 
 
 
 
 | 
 
 
 
 
 - установить стопорный плунжер 6 ( рис. 5.26) механизма блокировки до упора в шток включения 3-й и 4-й передач; для удобства целесообразно использовать оправку (см.  рис. 5.25);  
 - установить на шток включения 5-й передачи и заднего хода пружину, блокировочную втулку, головку и закрепить стопорным болтом; 
 - вставить шток включения 5-й передачи с пружиной, блокировочной втулкой и головкой в отверстие картера и головку вилки включения 5-й передачи и заднего хода, закрепить вилку на штоке стопорным болтом; при этом один отогнутый конец пружины блокировочной втулки должен быть вставлен в отверстие в стенке заднего картера коробки передач, а другой заведен в выемку блокировочной втулки так, чтобы ус блокировочной втулки был прижат к головке штока включения 5-й передачи и заднего хода; 
 - передвинуть шток включения 5-й передачи и заднего хода в нейтральное положение, при котором пазы в головках всех трех штоков совпадают; 
 - установить три шарика и три пружины фиксаторов штоков; 
 - установить прокладку и пластинку фиксаторов и закрепить болтами крепления; 
 - запрессовать заглушку в отверстие под плунжером механизма блокировки ( рис. 5.26);  
 - установить в задний картер штуцер и ведомую шестерню привода спидометра; 
 - установить стопор штуцера спидометра и закрепить его болтом; 
 - ввернуть в передний картер магнитную маслоналивную пробку; 
 - определить пакет регулировочных прокладок блока шестерен. 
Толщина пакета прокладок Т должна быть такой, чтобы при сборке был обеспечен натяг конических подшипников блока шестерен в пределах 0,03—0,11 мм: 
Т=А+С+Н–В 
(или зазор в пределах 0,0—0,2 мм в случае установки шариковых подшипников: Т=А+З–В+С), 
 - где А — фактический размер от заднего привалочного торца переднего картера до торца гнезда под подшипник в переднем картере, мм;  Н(З) — натяг конических подшипников блока шестерен в пределах 0,03—0,11 мм: 
Т=А+С+Н–В 
(или зазор в пределах 0,0—0,2 мм в случае установки шариковых подшипников: Т=А+З–В+С); В — фактический размер от привалочного торца заднего картера до торца наружной обоймы переднего подшипника блока шестерен (после установки блока шестерен в задний картер), мм; С — расчетная толщина сжатой между торцами переднего и заднего картеров паронитовой прокладки, равная 0,33 мм. 
Далее следует продолжить сборку коробки передач, для чего: 
 - установить пакет подобранных прокладок в гнездо переднего картера; 
 - установить наружную обойму переднего конического подшипника блока шестерен в гнездо переднего картера; 
 - установить в тисках подсобранный с валами задний картер коробки передач в вертикальное положение; 
 - установить на торец переднего картера паронитовую прокладку; 
 
| 
 | 
 Рис. 5.27. Установка переднего картера 
 
 
 
 | 
 
 
 
 
 - удерживая постоянно первичный вал в крайнем верхнем положении (вытягивая его вверх), напрессовать передний картер на шариковые подшипники первичного вала и блока шестерен, совместив установочные втулки-штыри на переднем картере с соответствующими отверстиями в заднем картере коробки передач ( рис. 5.27) (эту операцию целесообразно проводить вдвоем);  
 - завернуть 10 болтов крепления переднего и заднего картеров; 
 - установить стопорное кольцо в канавку шарикового подшипника первичного вала; 
 - запрессовать сальник в крышку подшипника первичного вала до упора; 
 - надеть на бурт крышки шарикового подшипника первичного вала прокладку; 
 - установить крышку шарикового подшипника с прокладкой первичного вала и закрепить тремя болтами; 
 - ввернуть в передний картер болт крепления оси промежуточной шестерни заднего хода и затянуть болт крепления ее на заднем картере; 
 - ввернуть сапун в передний картер; 
 - установить на включатель света заднего хода прокладку и ввернуть его в передний картер; 
 - ввернуть маслоналивную пробку; 
 - установить прокладку и корпус рычага переключения передач и закрепить их болтами. 
 
		 
	 |