| 5.1. Общая информацияРасположение компонентов систем охлаждения, отопления и кондиционирования 
воздуха в двигательном отсеке автомобиля
 
 
|   |  
| 1 — Радиатор 
2 — Конденсатор
 3 — Вентилятор системы охлаждения
 4 — Водяной насос
 | 5 — Термостат 
6 — Расширительный бачок
 7 — Аккумулятор/осушитель
 |  Компоненты термостата
 
 
 
|   |  
| 1 — Фланец
2 — Поршень
 3 — Клапан прокачки
 4 — Главная винтовая пружина
 | 5 — Седло клапана
6 — Основной клапан
 7 — Рама
 8 — Вторичная винтовая пружина
 |  Схема циркуляции охлаждающей жидкости с двигателях DOHC
 
 
 Схема циркуляции охлаждающей жидкости с двигателях SOHC
 
 
 Принципиальная схема системы кондиционирования воздуха
 
 
 Функциональная схема системы кондиционирования воздуха
 
 
 Система охлаждения двигателя
 
 Все модели рассматриваемых в настоящем Руководстве автомобилей оборудованы работающей 
при избыточном давлении системой охлаждения двигателя с термостатическим управлением 
циркуляцией рабочей жидкости. Водяной насос роторного типа закреплен на блоке 
двигателя и обеспечивает прокачку охлаждающей жидкости сквозь охладительный тракт 
последнего. Поток жидкости омывает районы расположения каждого из цилиндров в 
блоке и направляется в заднюю часть двигателя. Проложенные в литье блока и головки 
цилиндров охладительные каналы обеспечивают интенсивное охлаждение впускных и 
выпускных портов, районов установки свечей зажигания и направляющих втулок выпускных 
клапанов.
 
 Воскозаполненный термостат контролирует рабочую температуру двигателя в процессе 
его разогрева. В первые минуты после запуска холодного двигателя термостат остается 
закрытым, предотвращая тем самым циркуляцию охлаждающей жидкости через радиатор. 
Когда температура двигателя достигает нормального рабочего значения, клапан термостата 
открывается, подключая к контуру охлаждения радиатор, обеспечивающий максимальную 
интенсивность теплоотвода от рабочего тела (охлаждающей жидкости).
 
 Система охлаждения имеет герметичную конструкцию и плотно закрыта крышкой радиатора, 
способной выдерживать определенное избыточное давление, что обеспечивает повышение 
точки кипения охлаждающей жидкости и, соответственно, эффективности теплоотвода 
через радиатор. При превышении внутренним давлением в системе некоторого определенного 
значения, подпружиненная тарелка вмонтированного в крышку радиатора предохранительного 
клапана приподнимается над своим седлом, обеспечивая перетекание избытка охлаждающей 
жидкости по соединительной (переливной) трубке в расширительный бачок. По мере 
остывания системы жидкость автоматически возвращается из бачка в радиатор.
 
 Доливание охлаждающей жидкости в систему производится через горловину расширительного 
бачка, который одновременно выступает также в роли ресивера, аккумулирующего в 
себе вытесняемый из радиатора избыток жидкости.
 
 Ввиду перечисленных особенностей конструкции, такая система охлаждения получила 
название замкнутой, так как в ней исключены какие-либо функциональные потери охлаждающей 
жидкости.
 
 Система отопления
 
 Основными компонентами системы отопления салона являются электрический вентилятор 
и теплообменник, расположенные в коробчатом кожухе отопителя. Теплообменник посредством 
резиновых шлангов соединен с системой охлаждения двигателя. Блок управления функционированием 
отопителя/кондиционера воздуха вмонтирован в панель приборов автомобиля. Разогретая 
в двигателе охлаждающая жидкость циркулирует через теплообменник отопителя, отдавая 
свое тепло заполняющему кожух воздуху. При включении отопления салона происходит 
открывание пластинчатой заслонки, в результате чего внутренний объем кожуха отопителя 
соединяется с объемом салона. При включении вентилятора крыльчатка последнего 
начинает прогонять подаваемый в салон воздух через теплообменник, обеспечивая 
его интенсивный разогрев.
 
 Система кондиционирования воздуха
 
 Функциональная и принципиальная схемы системы кондиционирования воздуха представлена 
на сопроводительных иллюстрациях.
 
 В состав системы входят установленный впереди радиатора конденсатор, расположенный 
рядом с теплообменником отопителя испаритель, закрепленный на блоке двигателя 
компрессор, и ресивер-осушитель (аккумулятор), оборудованный редукционным клапаном 
высокого давления. Все компоненты соединены между собой рефрижераторными линиями.
 
 Вентилятор прогоняет поступающий в салон воздух сквозь теплообменник испарителя, 
работающий в режиме, обратном режиму функционирования радиатора. Прокачиваемый 
через теплообменник хладагент закипает и, испаряясь, отбирает у воздуха избыток 
тепла. Температура внутри салона при этом снижается до требуемого комфортного 
значения (по выбору оператора). Компрессор поддерживает циркуляцию хладагента 
в системе, прокачивая разогретую жидкость через конденсатор, где она охлаждается 
и поступает обратно в испаритель.
 
 
 
   
    |   |  Рассматриваемые в настоящем Руководстве 
        автомобили оборудованы системой дополнительной безопасности SRS, более 
        известной как подушка безопасности. Прежде чем выполнять какие-либо работы 
        вблизи сборки подушки или рулевой колонки, в обязательном порядке отключайте 
        систему во избежание получения травм в результате случайного ее срабатывания, 
        - отсоедините от батареи сначала отрицательный, затем положительный провод 
        и обождите не менее двух минут, прежде чем приступать к обслуживанию компонентов, 
        расположенных вблизи датчиков направленных перегрузок (см. Главу Бортовое 
        электрооборудование). Изоляция и контактные разъемы электропроводки 
        цепи SRS окрашены в ярко-желтый цвет. Не следует подключать к данной цепи 
        никакие диагностические приборы!  |  
 
 |