8.4. Барабанный тормозной механизм задних колес
|
|
Рис. 8.12. Детали барабанного тормозного механизма задних колес: 1 — тормозные колодки; 2 — пружина клина; 3 — нижняя возвратная пружина; 4 — верхняя возвратная пружина; 5 — рычаг привода стояночного тормоза; 6 — пружина; 7 — тарелка пружины; 8 — пружина растяжения; 9 — распорная планка; 10 — клин для подведения колодок; 11 — тормозной цилиндр; 12 — болт с внутренним шестигранником; 13 — тормозной щит; 14 — штифт; 15 — заглушка
|
Конструкция барабанного тормозного механизма задних колес представлена на рис. 8.12.
Снятие, проверка деталей и установка тормозных колодок
|
|
Рис. 8.13. Заглушка смотрового отверстия, установленная на смотровом щите
|
С обратной стороны тормозного щита расположено контрольное смотровое отверстие, которое закрыто заглушкой ( рис. 8.13).
Для проведения проверки толщины тормозных колодок снимите заглушку контрольного смотрового отверстия, осветите его фонариком и визуально оцените толщину тормозной накладки. Если накладка износилась и толщина ее равна примерно 2 мм или меньше, нужно заменить тормозные колодки в комплекте на обоих колесах.
Снятие тормозных колодок
Снятие тормозных колодок барабанного тормозного механизма задних колес проводите в следующем порядке:
— установите упоры под передние колеса, отпустите болты крепления заднего колеса, поднимите домкратом заднюю часть автомобиля и установите ее на опоры;
— снимите соответствующее заднее колесо;
|
|
Рис. 8.14. Снятие колпака гайки ступицы
|
— пользуясь отверткой с плоским жалом как рычагом и помогая себе молотком, снимите колпак гайки ступицы в центре тормозного барабана ( рис. 8.14);
— извлеките шплинт из гайки ступицы и снимите стопорную крышку. Выбросите шплинт в отходы, так как при установке необходимо использовать новый;
— отверните гайку ступицы, снимите упорную шайбу и извлеките внешний подшипник из центра барабана;
— полностью отпустите трос стояночного тормоза, чтобы получить максимально возможную слабину троса;
— вставьте отвертку в одно из отверстий в барабане, предназначенных для колесных болтов, и, действуя отверткой как рычагом, поднимите установочный клин 10 (см. рис. 8.12) и сдвиньте его вверх, чтобы максимально сблизить тормозные колодки;
— снимите тормозной барабан с оси колеса вручную. Если он не снимается, то легкими ударами молотка с мягкой головкой по краям барабана попробуйте сдвинуть его с места или же воспользуйтесь универсальным съемником, закрепив его на барабане с помощью колесных болтов. Можно также размочить снаружи поясок за колпаком гайки ступицы и при помощи деревянного бруска короткими ударами по торцу барабана сдвигать его, переставляя брусок на противоположную сторону барабана;
— измерьте толщину накладки каждой тормозной колодки в нескольких точках;
|
ПРИМЕЧАНИЕ
Если хотя бы одна из колодок изношена в какой-либо точке до предела, то замените все четыре колодки. Колодки необходимо заменить также и в том случае, если какая-либо из них загрязнена маслом, так как нет удовлетворительного способа обезжиривания замасленных фрикционных накладок.
|
— запомните расположение тормозных колодок и пружин и пометьте ребра колодок, чтобы облегчить их установку;
— с обратной стороны надавите пальцем на штифт 14 (см. рис. 8.12), захватите плоскогубцами тарелку 7 пружины 6 с наружной стороны колодки, надавите на нее, а затем поворачивайте до положения, пока головку штифта не удастся продеть через тарелку пружины. Снимите тарелку пружины, пружину и штифт. Выполните эту операцию на обеих колодках;
— возьмите рукой колодки за их нижнюю часть и, приподняв, по одной отделите колодки от нижних опор и извлеките их из опор. Отсоедините освободившуюся нижнюю возвратную пружину 3;
|
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Не нажимайте на тормозную педаль до тех пор, пока тормоза не будут собраны.
|
|
|
Рис. 8.15. Отсоединение троса стояночного тормоза от сбегающей тормозной колодки
|
— отделите верхние концы обеих колодок от колесного тормозного цилиндра 11, следя за тем, чтобы не повредить уплотнения колесного цилиндра, и отсоедините трос стояночного тормоза от сбегающей тормозной колодки ( рис. 8.15);
— осторожно перемещая, снимите колодки в сборе с тормозного щита;
— до начала разборки запомните, как расположены все детали колодок;
— зажмите тормозные колодки в тисках и с помощью щипцов отцепите верхнюю возвратную пружину 4 (см. рис. 8.12) и отсоедините пружину клина 2. Разъедините обе колодки, а также разжимную планку, расположенную наверху ( рис. 8.16,а);
|
|
Рис. 8.16. Снятие пружин и разжимной планки
|
— снимите с колодки разжимную планку, а также пружину ( рис. 8.16,б). Удалите также клин, но обратите внимание на то, как он установлен.
Проверка технического состояния снятых деталей
Проверку технического состояния снятых деталей барабанного тормозного механизма задних колес проводите в следующем порядке:
— тщательно очистите все детали;
— осторожно удалите пыль с барабана, но избегайте ее вдыхать, поскольку это опасно для здоровья;
— очистите барабан снаружи и проверьте отсутствие явных признаков износа или повреждений, таких, как трещины вокруг отверстий под колесные болты;
— тщательно осмотрите барабан изнутри. При обнаружении значительных задиров барабан следует заменить. Обычно у края барабана изнутри образуется гребень, состоящий из смеси пылеобразного материала фрикционных накладок и ржавчины. Его нужно удалить, оставив гладкую поверхность, которую можно отполировать мелкозернистой шкуркой. Однако если гребень образовался из-за износа трущейся поверхности, то барабан следует заменить на новый;
— измерьте при необходимости внутренний диаметр барабана в нескольких точках с помощью микрометрического нутромера для определения степени износа и овальности барабана. Чтобы оценить овальность, сделайте парные измерения в точках, расположенных под прямым углом друг к другу, и сравните результаты. Барабан можно прошлифовать при условии, что после этого его диаметр не станет больше максимально допустимого. Если какой-либо барабан нужно прошлифовать, то необходимо обработать оба барабана, чтобы обеспечить равенство внутренних диаметров обоих барабанов. Если обрабатывать барабан нельзя, то оба барабана необходимо заменить на новые;
— осмотрите все детали, проверяя отсутствие износа или повреждений, и замените при необходимости. Все возвратные пружины необходимо заменить на новые независимо от их внешнего вида;
— снимите резиновые пыльники тормозного цилиндра и проверьте тормозной цилиндр на отсутствие утечек. Оба поршня цилиндра должны свободно перемещаться;
— слегка смажьте консистентной смазкой для тормозов места контакта разжимной планки и рычага стояночного тормоза.
Установка тормозных колодок
Установку тормозных колодок барабанного тормозного механизма задних колес проводите в следующем порядке:
— прицепите пружину 8 (см. рис. 8.12) к сбегающей тормозной колодке. Второй конец пружины прицепите к разжимной планке 9 и вставьте планку на место на сбегающей тормозной колодке ( рис. 8.17);
|
|
Рис. 8.17. Установка планки на сбегающей тормозной колодке
|
|
|
Рис. 8.18. Установка клина на место. Стрелка указывает выпуклость на клине
|
— установите клин между сбегающей тормозной колодкой и разжимной планкой. Выпуклость на клине (стрелка, рис. 8.18) должна смотреть в сторону от колодки;
— установите рычаг 5 (см. рис. 8.12) стояночного тормоза на набегающей тормозной колодке в разжимной планке;
|
|
Рис. 8.19. Места установки верхней возвратной пружины отмечены стрелками
|
— с помощью плоскогубцев прицепите верхнюю возвратную пружину к набегающей тормозной колодке и распорной планке (стрелки, рис. 8.19);
— с помощью плоскогубцев прицепите пружину 2 (см. рис. 8.12) к клину 10 и к сбегающей тормозной колодке ( рис. 8.20);
|
|
Рис. 8.20. Прицепите пружину к клину и к сбегающей тормозной колодке
|
— до установки очистите тормозной щит и нанесите тонкий слой тугоплавкой смазки, предназначенной для тормозной системы, на поверхности тормозного щита, которые контактируют с колодками. Не допускайте попадания смазки на фрикционные накладки;
— уложите колодки в сборе на тормозной щит;
— подсоедините трос к рычагу стояночного тормоза и вставьте верхние части колодок в пазы поршней колесного цилиндра;
— прикрепите нижнюю возвратную пружину 3 (см. рис. 8.12) к колодкам, затем вставьте нижние концы колодок в нижние опоры;
— слегка постучите по колодкам, чтобы отцентрировать их на тормозном щите, а затем вставьте штифты 14 колодок, наденьте пружины 6 и тарелки 7 пружин;
— полностью сведите тормозные колодки, подняв для этого клин;
|
ПРИМЕЧАНИЕ
Если устанавливается новый тормозной барабан, то снимите нитрорастворителем защитное покрытие, которым барабан может быть покрыт изнутри.
|
— слегка смажьте консистентной смазкой манжету барабана и осторожно установите на ось колеса барабан в сборе с обоймой подшипников, внутренним подшипником и манжетой;
— установите внешний подшипник и упорную шайбу, проследив за правильностью расположения зубца шайбы в канавке оси;
— установите гайку ступицы и затяните ее настолько, чтобы она едва коснулась шайбы, одновременно вращая барабан, чтобы установить подшипники барабана на место. Постепенно отпустите гайку ступицы до положения, в котором можно будет чуть-чуть перемещать отверткой шайбу из стороны в сторону, прикладывая небольшое усилие;
— закрепите гайку ступицы новым шплинтом;
— установите колпак гайки ступицы;
— повторите описанную выше процедуру на втором заднем тормозе;
— несколько раз резко нажмите на тормозную педаль до восстановления обычного усилия педали (без усилителя), чтобы привести в действие механизм регулировки зазоров и отрегулировать зазор между накладкой и барабаном;
— проверьте и, если потребуется, отрегулируйте стояночный тормоз;
— установите колеса, опустите автомобиль на землю и затяните болты колес требуемым моментом;
— проверьте уровень тормозной жидкости, при необходимости долейте.
|
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Новые колодки не будут обеспечивать полную эффективность торможения до тех пор, пока не приработаются. По возможности избегайте резкого торможения, пока после замены колодок не наездите пару сотен километров.
|
|