4.4.4. Снятие и установка двигателяРекомендации по снятию двигателя 
Перед началом работы внимательно ознакомьтесь с данным разделом. 
Если двигатель снимают для ремонта, необходимо выбрать место для проведения работ, обеспечить пространство для обслуживания и хранения запчастей. Ремонт рекомендуется проводить на станции техобслуживания или в гараже с ровным горизонтальным полом и чистым твердым покрытием. 
Перед снятием очистите от загрязнений и вымойте двигатель и  моторный отсек. При снятии используйте подъемный механизм достаточной грузоподъемности для безопасного подъема двигателя.  
Если вы снимаете двигатель впервые, пригласите опытного специалиста. Некоторые работы следует выполнять с помощником. 
Все зажимы и хомуты, которые при снятии двигателя будут повреждены или разрезаны, при сборке двигателя замените новыми. 
Двигатель извлекается вперед отдельно от коробки передач. 
Слитую охлаждающую жидкость необходимо собрать и утилизировать. 
Перед отсоединением аккумуляторной батареи проверьте, есть ли у вас код включения радиоприемника. 
 
Снятие 
Выключите зажигание и отсоедините провод «массы» от аккумуляторной батареи. 
 
| 
 | 
 Рис. 3.4.1. Расположение винтов крепления кожуха двигателя 
 
 | 
 
 
 
 
Выверните винты и снимите кожух двигателя ( рис. 3.4.1).  
 
| 
 | 
 Рис. 3.4.2. Расположение винтов крепления нижнего брызговика моторного отсека 
 
 | 
 
 
 
 
Выверните винты и снимите две секции нижнего брызговика моторного отсека ( рис. 3.4.2).  
Снимите передний бампер. 
 
| 
 | 
 Рис. 3.4.3. Расположение воздушного патрубка (1) и крышки воздушного фильтра (2) 
 
 | 
 
 
 
 
Снимите воздушный патрубок 1 ( рис. 3.4.3) и крышку воздушного фильтра 2.  
Отсоедините воздушный патрубок от охладителя воздуха. 
С левой передней стороны моторного отсека выверните болт крепления кронштейна, поддерживающего трубопровод системы кондиционирования. 
Отсоедините воздушный патрубок охладителя воздуха от всасывающего трубопровода. 
Установите переднюю поперечную панель в сервисное положение. 
 
| 
 | 
 Рис. 3.4.15. Отвинчивание болта крепления вентилятора радиатора с вязкостной муфтой 
 
 | 
 
 
 
 
Выверните болт крепления вентилятора радиатора с вязкостной муфтой, удерживая от проворачивания ось вентилятора другим гаечным ключом (см.  рис. 3.4.15).  
Снимите кожух расширительного бачка. 
Отсоедините электрический разъем электромагнитной муфты включения компрессора кондиционера, расположенный около расширительного бачка, и отведите его в сторону. 
Снимите левый и правый кожухи зубчатого ремня. 
Отсоедините электрический разъем датчика наддува воздуха и отведите его в сторону. 
 
| 
 | 
 Рис. 3.4.16. Расположение винтов крепления кожуха поликлинового ремня 
 
 | 
 
 
 
 
Выверните винты и снимите кожух поликлинового ремня (см.  рис. 3.4.16).  
 
| 
 | 
 Рис. 3.4.4. Расположение болтов крепления термозащитного экрана над турбокомпрессором 
 
 | 
 
 
 
 
Выверните болты ( рис. 3.4.4) и снимите термозащитный экран над турбокомпрессором.  
 
| 
 | 
 Рис. 3.4.5. Расположение болтов крепления приемной выхлопной трубы к турбокомпрессору. 
 
 | 
 
 
 
 
Выверните болты крепления приемной выхлопной трубы к турбокомпрессору ( рис. 3.4.5).  
Ослабьте хомуты и снимите переднюю выхлопную трубу с каталитическим нейтрализатором. 
Отсоедините компенсатор реактивного момента от передней части двигателя. 
Снимите заглушку с ролика натяжителя поликлинового ремня компрессора кондиционера. 
 
| 
 | 
 Рис. 3.4.17. Расположение болта крепления ролика натяжителя поликлинового ремня компрессора кондиционера 
 
 | 
 
 
 
 
Ослабьте болт крепления ролика и снимите ремень со шкивов (см.  рис. 3.4.17).  
 
| 
         ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 
Мелом, маркером или краской отметьте направление вращения поликлинового ремня. Если после установки ремень будет вращаться в другую сторону, это может привести к его разрушению. 
 | 
 
 
 
 
Выверните болты крепления компрессора кондиционера и, не отсоединяя от него шланги, отведите компрессор в сторону и закрепите проволокой на передней подвеске. Не подвешивайте компрессор на шлангах! 
 
| 
 | 
 Рис. 3.4.18. Ослабление натяжения основного поликлинового ремня и фиксация натяжителя штифтом (1) 
 
 | 
 
 
 
 
Торцовым ключом поверните против часовой стрелки натяжитель основного поликлинового ремня, чтобы ослабить его натяжение. Зафиксируйте натяжитель в этом положении штифтом 1 (см.  рис. 3.4.18) и снимите ремень.  
 
| 
 | 
 Рис. 3.4.6. Расположение болтов крепления шкива поликлинового ремня ГУР и приспособление для удержания шкива от проворачивания 
 
 | 
 
 
 
 
Удерживая шкив поликлинового ремня насоса ГУР специальным приспособлением, выверните болты крепления шкива ( рис. 3.4.6).  
Снимите кронштейн, расположенный под насосом гидроусилителя рулевого управления. 
Выверните болты крепления насоса гидроусилителя рулевого управления к кронштейну и, не отсоединяя от него шланги, отведите насос в сторону. 
 
| 
 | 
 Рис. 3.4.7. Места подсоединения воздушного шланга (1) и электрического разъема (2) к верхней секции воздушного фильтра 
 
 | 
 
 
 
 
Отсоедините воздушный шланг 1 ( рис. 3.4.7) от воздушного фильтра.  
Отсоедините электрический разъем 2 и снимите верхнюю секцию воздушного фильтра с впускным патрубком. 
Снимите генератор. 
Отсоедините от стартера провода, выверните болты и снимите стартер. 
 
| 
 | 
 Рис. 3.4.8. Расположение пружинного фиксатора (1) датчика и сливной пробки (2) 
 
 | 
 
 
 
 
Извлеките пружинный фиксатор 1 ( рис. 3.4.8) и снимите датчик со шланга системы охлаждения.  
 
| 
 | 
 Рис. 3.4.9. Места крепления шланга (1) к масляному радиатору и расположение шлангов (2 и 3) системы охлаждения 
 
 | 
 
 
 
 
С левой стороны двигателя отсоедините шланг 1 ( рис. 3.4.9) от масляного радиатора.  
Отсоедините шланги системы охлаждения 2 и 3 ( рис. 3.4.9).  
Ослабьте хомуты и отсоедините шланги от расширительного бачка. 
Выверните винты, отсоедините датчик уровня охлаждающей жидкости и снимите расширительный бачок. 
Отсоедините электрический разъем датчика подъема иглы и отведите его в сторону. 
Отсоедините шланг с обратным клапаном от вакуумного насоса. 
Отсоедините трубопроводы подачи и возврата топлива от топливного насоса и отведите их в сторону. 
Отсоедините вакуумный шланг клапана регулировки давления и отведите его в сторону. 
Ослабьте хомуты и отсоедините шланги системы охлаждения, идущие к отопителю. 
 
| 
 | 
 Рис. 3.4.10. Расположение электрических разъемов: 1–3 – электрические разъемы; 4 – разъем топливного насоса; 5 – разъем датчика температуры охлаждающей жидкости 
 
 | 
 
 
 
 
Отсоедините электрические разъемы 1–3 ( рис. 3.4.10) и отведите их в сторону.  
Отсоедините электрический разъем 4 (см.  рис. 3.4.10) от топливного насоса и отведите его в сторону.  
Отсоедините электрический разъем 5 от датчика температуры охлаждающей жидкости и отведите его в сторону. 
Отсоедините электрические разъемы от свечей накаливания и отведите их в сторону. 
 
| 
 | 
 Рис. 3.4.11. Расположение гаек крепления опор двигателя (А) 
 
 | 
 
 
 
 
Выверните гайки крепления левой и правой опоры двигателя А ( рис. 3.4.11).  
Отсоедините стойки поддержки капота от капота. Установите капот вертикально и закрепите его в этом положении. 
Выверните верхние болты крепления коробки передач к двигателю, оставив один верхний болт на месте. 
Подвесьте на таль грузоподъемное устройство 2024 и закрепите его захваты на двигателе. 
Отвинтите оставшийся болт крепления коробки передач к двигателю. 
Проверьте, чтобы все электрические провода, шланги, патрубки и трубопроводы были отсоединены от двигателя. 
Соблюдая осторожность, приподнимите двигатель, затем отведите его от коробки передач и извлеките вверх из моторного отсека. 
 
Установка 
Установка проводится в последовательности, обратной снятию, с учетом следующего. 
 
| 
 | 
 Рис. 3.4.12. Расположение и нумерация болтов крепления механической коробки передач к двигателю: А — место установки центрирующей втулки 
 
 | 
 
 
 
 
При установке двигателя необходимо заменить новыми все самоконтрящиеся гайки и болты ( рис. 3.4.12), которые затягивали доворачиванием на определенный угол, а также уплотнительные кольца и прокладки.  
Перед установкой двигателя закрепите по бокам моторного отсека электрические провода и шланги, чтобы не повредить их двигателем. 
 
| 
 Поз. 
 | 
 Болт 
 | 
 Момент затяжки, Н-м 
 | 
 
| 
 1 
 | 
 М12x80 
 | 
 65 
 | 
 
| 
 2 
 | 
 М12x90 
 | 
 65 
 | 
 
| 
 3 
 | 
 М10x50 
 | 
 45 
 | 
 
| 
 4 
 | 
 М10x45 
 | 
 45 
 | 
 
| 
 5 
 | 
 М10x135 
 | 
 65 
 | 
 
| 
 6 
 | 
 М12х110 
 | 
 65 
 | 
 
| 
 7 
 | 
 М12x67 
 | 
 65 
 | 
 
 
 
 
При установке проверьте наличие центрирующих втулок А, определяющих взаимное расположение двигателя и коробки передач. 
Очистите шлицы первичного вала. При повторном использовании ведомого диска сцепления удалите с него следы коррозии. Смажьте шлицы вала тонким слоем смазки G 000 100. 
Проверьте состояние подшипника выключения сцепления и при необходимости замените его. 
Проверьте состояние игольчатого подшипника в хвостовике коленчатого вала со стороны маховика. При необходимости замените подшипник. 
Установите двигатель на место и, покачивая его из стороны в сторону, обеспечьте правильное расположение на опорах. 
Перед заворачиванием болтов крепления компрессора кондиционера убедитесь, что центрирующие втулки компрессора находятся на месте. 
Проверьте уровень жидкости в гидравлической системе усилителя рулевого управления. 
Проверьте, чтобы элементы системы выпуска были правильно установлены на подвесках и не касались кузова при ее покачивании. 
Залейте в систему охлаждения охлаждающую жидкость. В случае, если снималась головка блока цилиндров или заменялся блок цилиндров, повторное использование охлаждающей жидкости не допускается. 
Установите компенсатор реактивного момента и привинтите его к двигателю и кузову, затянув болты моментом 45 Н·м. 
Установите поликлиновой ремень компрессора кондиционера и отрегулируйте его натяжение. 
 
| 
 | 
 Рис. 3.4.20. Регулировка натяжения поликлинового ремня компрессора кондиционера: 1 – болт крепления ролика натяжителя поликлинового ремня; 2 – поликлиновой ремень компрессора кондиционера; 3 – динамометрический ключ 
 
 | 
 
 
 
 
Динамометрическим ключом с шестигранной головкой на 6 мм поверните ролик натяжителя поликлинового ремня компрессора кондиционера против часовой стрелки до момента 7 Н·м. Удерживая динамометрический ключ в этом положении, вторым ключом затяните болт 1 крепления ролика натяжителя поликлинового ремня моментом 25 Н·м (см.  рис. 3.4.20).  
Перед первым запуском двигателя необходимо прокачать топливную систему, так как в противном случае будет поврежден топливный насос. 
Перед запуском двигателя проверьте наличие и уровень масла в двигателе. 
Проверьте правильность подсоединения электрических разъемов. 
Присоедините провод «массы» к аккумуляторной батарее. 
Поднимите стекла электрическими стеклоподъемниками вверх до упора. Затем нажмите все переключатели стеклоподъемника еще раз, по меньшей мере на 1 с, в положение закрытия для активации блока управления стеклоподъемниками. 
Установите время на часах. 
 
		 
	 |