| 
		
 | 
  | 
	
4.6. Дизельный двигатель M57
Снятие и установка головки цилиндров, распределительных валов и их звездочек 
 
Снятие
 
| 
 | 
 
- Отсоедините отрицательный провод от аккумуляторной батареи. Снимите крышку головки блока цилиндров. 
 
-  Снимите приводные ремни (см. Раздел 
Замена приводных ремней и их натяжителей). 
 
-  Опорожните систему охлаждения двигателя. 
 
-  Снимите вакуумный насос (см. Раздел
Снятие и установка вакуумного насоса). 
 
 
 
 | 
-  Снимите нижние защитные кожухи двигателя и ослабьте болты кронштейна турбокомпрессора. 
 
 
 | 
 
 
 
 | 
-  При помощи специального приспособления № 13 5 020 снимите трубку высокого давления (1). 
 
 
 | 
 
 
 
 
 | 
 При установке следите за правильным положением резиновой подушки (2). Выверните болты (3) и снимите топливную распределительную магистраль (4). 
  | 
 
 
 
 
 | 
-  Отсоедините от выпускного коллектора турбокомпрессор . 
 
 
 | 
 
 
 
 
 | 
 При установке потребуется новая прокладка турбокомпрессора; смажьте резьбу медесодержащей смазкой. 
  | 
 
 
 
 
 | 
-  Выверните винты 1 и 3 и снимите проушину 2 и возвратную трубку 4. 
 
 
 | 
 
 
 
 | 
-  Выньте заглушку из задней части картера, ниже стартера, и проверните двигатель по часовой стрелке с помощью приспособления № 11 6 480 спереди на демпфере крутильных колебаний. Зафиксируйте двигатель в положении поршня первого цилиндра в ВМТ конца такта сжатия, вставив в открывшееся под заглушкой отверстие приспособление № 11 2 300. 
 
 
 | 
 
 
 
 | 
-  В положении ВМТ вершины кулачков распределительного вала, управляющие клапанами первого цилиндра, должны быть направлены навстречу друг другу (стрелки). Выверните винты (1) и снимите направляющую (2) цепи привода ГРМ. 
 
 
 | 
 
 
 
 | 
- Выверните резьбовую пробку. 
 
 
 | 
 
 
 
 | 
-  Спустите давление, ослабив болт натяжителя цепи. 
 
 
 | 
 
 
 
 | 
-  Установите на головку блока цилиндров приспособление № 11 6 322 (1), наденьте приспособление № 11 6 321 на распределительный вал впускных клапанов и зафиксируйте с помощью приспособления № 11 6 322. 
 
 
 | 
 
 
-  Медленно проверните распределительный вал выпускных клапанов за болт крепления звездочки по часовой стрелке до полного сжатия натяжителя цепи, после чего установите приспособление № 11 3 340 в натяжитель цепи (см. 
иллюстрацию). 
 
 
 
 | 
  При снятии одной или обеих звездочек без предварительной блокировки натяжителя цепи возможно выскальзывание наружу поршня натяжителя, установка которого на место является очень трудоемкой операцией. 
  | 
 
 
 
 
 | 
-  Ослабьте болт (1) на распределительном валу впускных клапанов, а затем полностью выверните болт (2) на распределительном валу выпускных клапанов. 
 
 
 | 
 
 
 
 | 
-  Сдвиньте вперед звездочку распредвала выпускных клапанов, поднимите над ней цепь (1) и снимите звездочку (2) по направлению стрелки. 
 
 
 | 
 
 
-  Выверните болт крепления звездочки распределительного вала впускных клапанов и снимите звездочку. 
 
 
 
 | 
-  Выверните опорный палец (1) планки натяжителя цепи и опорный палец (2) направляющей цепи. 
 
 
 | 
 
 
 
 
 | 
  При установке замените снятие пальцы. Вытяните вверх планку натяжителя и направляющую цепи ГРМ. Снимите приспособления №№ 11 6 321, 11 6 322. 
  | 
 
 
 
 | 
 Во избежание повреждения клапанов при последующей установке распределительных валов ни один из поршней не должен находиться в положении ВМТ. 
  | 
 
 
-  Снимите приспособление для фиксации двигателя в положении ВМТ (№ 11 2 300). Оттяните цепь ГРМ вверх и удерживайте ее в натянутом состоянии так, чтобы можно было провернуть двигатель. Проверните двигатель за демпфер крутильных колебаний при помощи специального приспособления № 11 6 480 примерно на угол 45° 
против часовой стрелки. 
 
-  Равномерно, в несколько приемов по пол-оборота, выверните болты крепления крышек подшипников распределительных валов в последовательности от краев к середине. Снимите крышки подшипников и отложите их в сторону, располагая в порядке, обеспечивающем возможность последующей установки крышек подшипников на прежние места. 
 
-  Снимите сначала распределительный вал впускных клапанов, а затем – вал выпускных клапанов. 
 
 
 
 | 
-  Снимите все коромысла (1) и гидрокомпенсаторы клапанных зазоров и расположите их в порядке, обеспечивающем возможность последующей установки на прежние места. 
 
 
 | 
 
 
 
 | 
-  Выверните болты. 
 
 
 | 
 
 
 
 | 
-  Выверните болты крепления головки блока цилиндров в 
обратной последовательности. 
 
 
 | 
 
 
 
 
 | 
  Повторное использование болтов крепления головки цилиндров не допустимо.
  | 
 
 
 
 | 
  Не повредите свечи накаливания, выступающие надо плоскостью головки цилиндров.
  | 
 
 
-  При необходимости снимите свечи накаливания. 
 
 
 
 | 
-  Снимите прокладку (1) головки цилиндров, обратите внимание на количество отверстий (2) в прокладке. Очистите все глухие резьбовые отверстия (3) от масла, охлаждающей жидкости и грязи. Очистите сопрягаемую поверхность (4). 
 
 
 | 
 
 
 |  
 
 | 
 
 
Установка
 
| 
 | 
 
- Если на блоке цилиндров не проводились работы, вызывающие изменение выступа днища поршней, то следует использовать новую прокладку головки блока с такой же маркировкой (1 см. 
иллюстрацию) толщины, что и на старой прокладке. В противном случае следует заново определить ремонтную толщину уплотнительной прокладки, измерив для этого выступ днища всех поршней относительно плоскости блока цилиндров. При выступе 
от 0.92 до 1.03 мм используйте прокладку с 
2-мя отверстиями, а при выступе 
более 1.03 мм - с 
3-мя отверстиями. 
 
-  Проверьте центрирующие втулки в блоке цилиндров на отсутствие повреждений и правильность установки; при необходимости замените втулки. 
 
-  Установите 
новую прокладку головки цилиндров и закрепите головку на блоке цилиндров 
новыми болтами, затянув их в указанной последовательности (см. 
иллюстрацию). 
 
-  Затяните болты (см. 
иллюстрацию). 
 
-  Смажьте двигательным маслом постели и крышки подшипников распределительных валов. Установите все коромысла и гидрокомпенсаторы на их прежние места. 
 
-  Установите распределительные валы. 
 
 
 
 | 
 На впускном валу нанесена метка «E», а на выпускном – «A»; крышки подшипников имеют те же буквенные обозначения, а также цифровые обозначения, указывающие на расположение крышки, считая со стороны выпуска. Установите крышки подшипников распределительных валов и затяните их крепежные болты. 
  | 
 
 
 
 
 | 
-  Проверните распределительные валы за шестигранники настолько, чтобы вершины кулачков впускного и выпускного клапанов 1-го цилиндра указывали друг на друга. 
 
 
 | 
 
 
-  Установите планку натяжителя и направляющей цепи ГРМ и закрепите их 
новыми пальцами. 
 
-  Отцентрируйте распределительный вал впускных клапанов и зафиксируйте его с помощью приспособлений №№ 11 6 321 и 11 6 322 при положении поршня первого цилиндра в ВМТ конца такта сжатия. 
 
-  Установите топливную распределительную магистраль и топливные трубки высокого давления. 
 
-  Наденьте цепь ГРМ на звездочку впускного распределительного вала, надвиньте звездочку на вал и закрепите ее болтом, затянув его до плотного прилегания и затем ослабив на пол-оборота.
 
 
 
 | 
 Допускается произвольное положение звездочки относительно распределительного вала. Аналогичным образом установите звездочку выпускного распределительного вала. 
  | 
 
 
-  Установите направляющую цепи ГРМ между звездочками с новой прокладкой и затяните болт крепления звездочки выпускного распределительного вала, удерживая вал от проворачивания за шестигранник. 
 
-  Медленно проворачивая выпускной распределительный вал по часовой стрелке, добейтесь полного сжатия натяжителя цепи ГРМ и снимите фиксатор натяжителя. 
 
-  Снова отдайте на пол-оборота болт крепления звездочки выпускного распределительного вала. 
 
-  Затяните болт натяжителя цепи и вверните пробку сервисного отверстия натяжителя с новым уплотнительным кольцом. 
 
-  Проверните двигатель по часовой стрелке за демпфер крутильных колебаний из положения 45° перед ВМТ в положение ВМТ. 
 
-  Заблокируйте коленчатый вал в ВМТ при помощи специального приспособления № 11 2 300. 
 
-  Установите приспособление № 11 6 321 на распределительный вал впускных клапанов и зафиксируйте его. Затяните болт крепления звездочки вала с помощью приспособления № 00 9 120. Аналогичным образом затяните болт крепления звездочки выпускного распределительного вала. 
 
-  Снимите с выпускного распределительного вала приспособление № 11 6 321. 
 
-  Оттяните приспособление № 11 2 300 назад настолько, чтобы освободить маховик (см. 
иллюстрацию). 
 
-  Проверните двигатель с помощью приспособления № 11 6 480 дважды в направлении вращения до положения поршня первого цилиндра непосредственно перед ВМТ конца такта сжатия. 
 
-  Проверните двигатель в направлении вращения к положению ВМТ настолько, чтобы приспособление № 11 2 300 (фиксирующий штифт) зафиксировалось со слышимым щелчком. 
 
 
 
 | 
  Не допускается проворачивание двигателя в обратную сторону. 
  | 
 
 
-  Заблокируйте коленчатый вал в положении, соответствующем ВМТ поршня первого цилиндра с помощью приспособления № 11 2 300 (см. 
иллюстрацию). 
 
-  Установите приспособление № 11 6 321 на распределительный вал впускных клапанов. 
 
 
 
 | 
 Приспособление № 11 6 321 должно без зазора прилегать к головке блока цилиндров. 
  | 
 
 
-  Установите приспособление № 11 6 321 на распределительный вал выпускных клапанов так, чтобы оно без зазора прилегало к головке цилиндров. 
 
-  Снимите приспособление № 11 6 321 с распределительного вала выпускных клапанов. Снимите приспособления № 11 6 322 и № 11 2 300. 
 
-  Вставьте в сервисное отверстие для блокирования маховика заглушку. 
 
-  Установите новую уплотнительную прокладку. 
 
-  Установите турбокомпрессор. 
 
 
 
 | 
 Смажьте резьбу медесодержащей пастой. 
  | 
 
 
-  Установите возвратную трубку и подъемную проушину (см. 
иллюстрацию). 
 
-  Затяните болты крепления (1) кронштейна турбокомпрессора.
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 
		 
	 |   
 |