3.5.1. Техническая характеристикаДВИГАТЕЛЬ
| Код двигателя (находится на блоке цилиндров рядом со щупом)
|
STR, N-STR, SFA, SF, 4AB, 4BA, 4CA
|
| Количество цилиндров
|
4 в ряд
|
| Порядок работы цилиндров
|
1–3–4–2
|
| Диаметр цилиндра
|
94,00 мм
|
| Ход поршня
|
90,0 мм
|
| Рабочий объем
|
2499 см3
|
| Степень сжатия
|
23,0
|
| Давление при проворачивании двигателя стартером
|
20 – 25
|
| Мощность кВт/л.с.:
|
| – двигатель STR
|
51/69 при 4200 об/мин.
|
| – двигатель SFA
|
68/92 при 4150 об/мин.
|
| – двигатель SF
|
85/115 при 4200 об/мин.
|
| Максимальный крутящий момент:
|
| – двигатель STR
|
148 Нм при 2000 об/мин.
|
| – двигатель SFA
|
201 Нм при 2000 об/мин.
|
| – двигатель SF
|
270 Нм при 2200 об/мин.
|
ГОЛОВКА БЛОКА ЦИЛИНДРОВ
Головка выполнена из легкого сплава со вставленными камерами сгорания, седлами
и направляющими клапанов.
| Высота головки блока цилиндров
|
90 ± 0,15 мм
|
| Максимальное уменьшение высоты головки при обработке
|
0,5 мм
|
| Максимальная неплоскостность нижней плоскости головки блока
цилиндров
|
0,15 мм
|
| Диаметр оси рычагов
|
18,96 – 19,00 мм
|
Прокладка головки блока цилиндров
Прокладки головки блока цилиндров изготавливались из синтетического материала
и имели первоначально две толщины, а затем три толщины. Толщина прокладки подбирается
в зависимости от выступания поршней над верхней плоскостью блока цилиндров двигателя.
Толщина прокладки идентифицируется по числу вырезов на ее кромке.
|
Выступание поршней
|
Толщина прокладки
|
| от 0,69 до 0,79 мм
|
1,53 мм (обозначение: 2 выреза)
|
| от 0,79 до 0,89 мм
|
1,63 мм (обозначение: 3 выреза)
|
| более 0,89 мм
|
1,73 мм (обозначение: 4 выреза)
|
В качестве запасных частей изготавливаются прокладки только нового типа (три
толщины).
Камеры сгорания
Вихревые камеры сгорания, стальные, вставленные в головку блока цилиндров и зафиксированные
при помощи шарика.
| Тип камеры сгорания
|
вихревая Ricardo Comet Mark V
|
| Диаметр шарика
|
3 мм
|
| Выступание вихревых камер от нижней плоскости головки блока
цилиндров
|
0 – 0,03 мм
|
Седла клапанов
Седла клапанов впрессованы в головку блока цилиндров.
| Угол рабочей фаски седла клапана:
|
| – впускного
|
120°
|
| – выпускного
|
90°
|
| Ширина рабочей фаски
|
2,2 – 2,5 мм
|
Направляющие клапанов
Направляющие клапанов запрессованы в головку блока цилиндров и одинаковы как
для впускных, так и для выпускных клапанов.
| Наружный диаметр:
|
| – номинальный
|
14,048 – 14,059 мм
|
| – первый ремонтный
|
14,280 – 14,290 мм
|
| – второй ремонтный
|
14,579 – 14,590 мм
|
| Внутренний диаметр
|
8,520 – 8,542 мм
|
| Длина
|
55 мм
|
| Расстояние между направляющей и нижней плоскостью головки
блока цилиндров
|
27,95 – 28,05 мм
|
Клапаны
Клапаны установлены в головке блока цилиндров вертикально и параллельно друг другу
(под прямым углом к нижней плоскости головки блока цилиндров).
| Угол рабочей фаски:
|
| – впускного клапана
|
120°
|
| – выпускного клапана
|
90°
|
| Рабочий зазор клапанов на холодном двигателе (через четыре
часа после последнего запуска):
|
| – двигатель без наддува:
|
| впускной клапан
|
0,30 – 0,35 мм
|
| выпускной клапан
|
0,30 – 0,35 мм
|
| – двигатель с турбонаддувом:
|
| впускной клапан
|
0,10 – 0,20 мм
|
| выпускной клапан
|
0,20 – 0,30 мм
|
| Высота подъема клапанов:
|
| – впускной клапан
|
8,95 (Turbo 8,48) мм
|
| – выпускной клапан
|
8,22 (Turbo 8,27) мм
|
| Расстояние от нижней плоскости головки блока цилиндров до
тарелки клапана:
|
| – впускной клапан
|
0,75 – 1,25 мм
|
| – выпускной клапан
|
1,05 – 1,45 мм
|
Размеры клапанов
| Впускной клапан:
|
| – длина
|
116,25 мм
|
| – диаметр тарелки клапана
|
42,5 мм
|
| – диаметр стержня
|
8,473 – 8,495 мм
|
| – толщина рабочей кромки тарелки клапана
|
2,2 – 2,5 мм
|
| Выпускной клапан:
|
| – длина
|
116,25 мм
|
| – диаметр тарелки клапана
|
35,5 мм
|
| – диаметр стержня
|
8,453 – 8,475 мм
|
| – толщина рабочей кромки тарелки клапана
|
2,2 – 2,5 мм
|
| Максимально допустимый зазор между стержнем клапана и направляющей
втулкой
|
0,15 мм
|
Пружины клапанов
| Длина пружины в свободном состоянии:
|
| – внешней
|
44,6 мм
|
| – внутренней
|
41,0 мм
|
| Диаметр проволоки пружины:
|
| – внешней
|
4,6 мм
|
| – внутренней
|
2,4 мм
|
БЛОК ЦИЛИНДРОВ ДВИГАТЕЛЯ
Блок цилиндров двигателя изготовлен из чугуна.
| Количество коренных шеек
|
5
|
| Диаметр цилиндра:
|
| – номинальный класс А
|
94,000 – 94,015 мм
|
| – номинальный класс B
|
94,015 – 94,030 мм
|
| – ремонтный 1 класс С
|
94,200 – 94,215 мм
|
| – ремонтный 1 класс D
|
94,215 – 94,230 мм
|
| – ремонтный 2 класс Е
|
94,400 – 94,415 мм
|
| – ремонтный 2 класс F
|
94,415 – 94,430 мм
|
| – ремонтный 3 класс G
|
94,600 – 94,615 мм
|
| – ремонтный 3 класс H
|
94,615 – 94,630 мм
|
| – ремонтный 4 класс S
|
94,800 – 94,815 мм
|
| – ремонтный 4 класс K
|
94,815 – 94,830 мм
|
| Диаметр гнезда толкателя:
|
| – номинальный
|
24,00 – 24,03 мм
|
| – ремонтный
|
24,20 – 24,23 мм
|
| Зазор между толкателем и гнездом
|
0,04 – 0,08 мм
|
КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ
Коленчатый вал
| Число коренных шеек
|
5
|
| Осевой люфт коленчатого вала
|
0,08 – 0,29 мм
|
| Фиксация от осевого перемещения
|
упорными полукольцами
|
| Толщина упорных полуколец:
|
| – номинальная
|
2,30 – 2,33 мм
|
| – ремонтная
|
2,50 – 2,53 мм
|
| Зазор в коренных подшипниках
|
0,040 – 0,098 мм
|
| Диаметр коренных шеек:
|
| – стандартная
|
59,994 – 60,021 мм
|
| – уменьшенная на 0,30 мм
|
59,694 – 59,721 мм
|
| – уменьшенная на 0,50 мм
|
59,494 – 59,521 мм
|
| – уменьшенная на 0,80 мм
|
59,194 – 59,221 мм
|
| Длина шейки:
|
| – передней
|
38,40 – 38,55 мм
|
| – промежуточной
|
30,4 – 30,6 мм
|
| – центральной
|
37,76 – 37,81 мм
|
| – задней
|
37,84 – 38,04 мм
|
| Зазор в шейках
|
0,040 – 0,098 мм
|
| Диаметр шатунных шеек:
|
| – номинальный
|
54,994 – 55,021 мм
|
| – ремонтный (-0,3)
|
54,694 – 54,721 мм
|
| Длина шейки
|
36,0 – 36,1 мм
|
| Ширина шатунного вкладыша
|
29,0 мм
|
| Максимальное усилие проворачивания коленчатого вала
|
60 Нм
|
Коренные вкладыши
Это тонкостенные вкладыши с оболочкой из стального листа и антифрикционным материалом
из цинко-алюминиевого сплава.
| Ширина вкладышей:
|
| – переднего, среднего и заднего
|
29,80 мм
|
| – промежуточных
|
21,80 мм
|
Шатуны
| Отверстие головки шатуна:
|
| – верхней (под втулку)
|
32,975 – 33,000 мм
|
| – нижней
|
58,737 – 58,750 мм
|
| Втулка шатуна:
|
| – внутренний диаметр
|
30,007 – 30,020 мм
|
| – наружный диаметр
|
33,000 – 33,025 мм
|
| Осевой зазор на шейке коленчатого вала
|
0,10 – 0,25 мм
|
| Зазор между вкладышем и шатунной шейкой
|
0,040 – 0,092 мм
|
Поршневые пальцы
Палец изготовлен из стали и поверхностно закален. Палец вращается в поршне и втулке
головки шатуна (так называемый плавающий палец) и фиксируется от продольного перемещения
двумя пружинными стопорными кольцами.
| Диаметр пальца:
|
| – двигатель STR
|
29,994 – 30,000 мм
|
| – двигатель SFA
|
32,000 мм
|
Поршни
Поршни изготовлены из алюминиево-кремниевого сплава. Максимальная разница масс
комплекта поршней двигателя не должна превышать 5 г.
Метод установки в цилиндре: углубления на дне поршня (для тарелок клапанов и
камеры сгорания) должны быть со стороны топливного насоса.
| Диаметр поршня (измерения производятся на расстоянии 15,8
мм от днища поршня перпендикулярно поршневому пальцу):
|
| – номинальный класс А
|
93,855 – 93,900 мм
|
| – номинальный класс B
|
93,900 – 93,915 мм
|
| – ремонтный 1 класс С
|
94,085 – 94,100 мм
|
| – ремонтный 1 класс D
|
94,100 – 94,115 мм
|
| – ремонтный 2 класс Е
|
94,285 – 94,300 мм
|
| – ремонтный 2 класс F
|
94,300 – 94,315 мм
|
| – ремонтный 3 класс G
|
94,485 – 94,500 мм
|
| – ремонтный 3 класс H
|
94,500 – 94,515 мм
|
| – ремонтный 4 класс S
|
94,685 – 94,700 мм
|
| – ремонтный 4 класс K
|
94,700 – 94,715 мм
|
| Выступание поршня из блока цилиндров двигателя
|
0,50 – 0,92 мм
(Turbo 0,40 – 0,87 мм)
|
Поршневые кольца
На каждом поршне установлены два уплотнительных кольца и одно маслосъемное,
состоящее из трех деталей.
| Поршневые кольца:
|
| – уплотнительное верхнее
|
хромированное, сферическое
|
| – компрессионное
|
с выемкой (вверх)
|
| – маслосъемное
|
U-образное
|
| Зазоры замков поршневых колец (установленных в цилиндре):
|
| – верхнее уплотнительное кольцо
|
0,40 – 0,65 мм
(Turbo 0,25 – 0,50 мм)
|
| – компрессионное кольцо
|
0,35 – 0,60 мм
(Turbo 0,20 – 0,40 мм)
|
| – маслосъемное кольцо
|
0,15 – 0,30 мм
(Turbo 0,15 – 0,45 мм)
|
| Высота колец:
|
| – уплотнительное верхнее
|
1,978 – 1,990 мм
|
| – компрессионное
|
1,978 – 1,990 мм
|
| – маслосъемное
|
4,478 – 4,490 мм
|
СИСТЕМА ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ
Система газораспределения содержит распределительный вал, установленный в блоке
цилиндров, толкатели, стержни толкателей, рычаги клапанов и клапана.
Распределительный вал приводится в действие двухрядной цепью от коленчатого вала.
| Фазы газораспределения:
|
| – открытие впускных клапанов
|
8° перед ВМТ
|
| – закрытие впускных клапанов
|
40° после НМТ
|
| – открытие впускных клапанов
|
56° перед НМТ
|
| – закрытие впускных клапанов
|
12° после ВМТ
|
ВМТ и НМТ соответственно верхняя и нижняя мертвые точки.
Распределительный вал
Распределительный вал вращается в трех подшипниках с приводом цепью.
| Диаметры шеек распределительного вала
|
41,925 – 41,950 мм
|
| Рабочий зазор шеек распределительного вала
|
0,05 – 0,11 мм
|
| Осевой люфт распределительного вала
|
0,05 – 0,15 мм
|
СИСТЕМА СМАЗКИ
Смазку под давлением обеспечивает шестеренчатый масляный насос, приводимый в
действие от распределительного вала через угловую зубчатую передачу. Система
смазки имеет заменяемый фильтр и масляный радиатор.
| Тип масляного насоса
|
шестеренчатый
|
| Объем моторного масла:
|
| – без фильтра
|
5,0 дм3
|
| – с фильтром
|
5,6 дм3
|
| Тип моторного масла
|
API SE/ CD или SF/ CD
|
| Вязкость моторного масла при температуре:
|
| – от 20° С до +30 °С
|
SAE 10W-30
|
| – выше -20° С
|
SAE 10W-40/ 10W-50
|
| – выше -15° С
|
SAE 15W-40/ 15W-50
|
| – ниже -20° С
|
5W-30
|
| Периодичность замены
|
каждые 7500 км пробега либо раз в шесть месяцев
|
Датчик давления масла
Датчик давления масла расположен в держателе масляного фильтра.
| Давление загорания контрольной лампочки
|
0,08 – 0,10 МПа
|
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ
Замкнутый контур охлаждения с незамерзающей жидкостью, циркулирующей под давлением,
содержит радиатор, расширительный бачок и насос охлаждающей жидкости. Удаление
воздуха из системы происходит автоматически после запуска двигателя.
Насос охлаждающей жидкости
Центробежный насос охлаждающей жидкости, расположенный на передней стенке блока
цилиндров, приводится в действие клиновым ремнем. Насос охлаждающей жидкости
не ремонтируется и в случае неисправности его необходимо заменить.
Термостат
Восковой термостат расположен в одном корпусе с насосом охлаждающей жидкости.
| Марка
|
Calorstat
|
| Температура начала открытия
|
72° С
|
| Температура полного открытия
|
81° С
|
| Минимальный ход клапана
|
7,5 мм
|
Охлаждающая жидкость
| Количество
|
9,5 дм3
|
| Тип
|
специальная незамерзающая жидкость Ford SQM 97 B 9103A
|
| Периодичность обслуживания
|
проверка уровня каждые 7500 км пробега (не требует периодической
замены охлаждающей жидкости)
|
ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА
Топливная система содержит распределительный топливной насос CAV Roto Diesel.
Топливной насос
Роторный распределительный топливной насос Roto Diesel оборудован гидравлическим
устройством увеличения дозы топлива во время холодного запуска с автоматической
поддержкой повышенного числа оборотов холостого хода, управляемым термостатически,
и электромагнитным клапаном выключения двигателя (клапан STOP), прекращающим
подачу топлива.
| Марка и тип
|
Roto Diesel или Lucas Roto Diesel
|
| Порядок впрыска (цилиндр №1 со стороны маховика)
|
1–3–4–2
|
| Начало нагнетания
|
положение поршня 1-го цилиндра двигателя 2,85 мм перед
ВМТ или 18° перед ВМТ
|
| Число оборотов холостого хода:
|
| – без наддува
|
800 об/мин.
|
| – с турбонаддувом
|
875 – 900 об/мин.
|
| Число оборотов ускоренного холостого хода (холодного двигателя)
|
880 – 930 об/мин.
|
| Максимальное число оборотов (без нагрузки)
|
4800 – 4850 об/мин.
|
| Время уменьшения оборотов с максимальных до холостого хода
|
5 секунд
|
| Турбонагнетатель
|
Garret AiResearch T03
|
Форсунки
Форсунки ввинчиваются в головку блока цилиндров.
|
Корпус форсунок
|
Roto Diesel
или Bosch КСА 30 S 44
|
| Давление открытия форсунки:
|
| – без наддува
|
11,5 ± 0,5 МПа
|
| – с турбонаддувом
|
13,0 ± 0,5 МПа
|
Свечи накаливания
| Марка и тип
|
Bosch, Beru, Lucas или Champion CH68
|
| Контрольная температура нагрева свечей (в течение 7 секунд
при окружающей температуре 20° С)
|
850° С
|
МОМЕНТЫ ЗАТЯГИВАНИЯ
| Болты крепления головки блока цилиндров:
|
| – 1 этап
|
30 Нм
|
| – 2 этап
|
70 Нм
|
| – 3 этап – отвинтить болты по порядку затягивания
на 90° и повторно затянуть
|
70 Нм
|
| – 4 этап – после 10 минут работы двигателя при
3000 об/мин и остывания в течение 4 часов и перетянуть дважды (один раз
*) (отвинтить на 90° и затянуть)
|
70*/ 80 Нм
|
| – 5 этап
|
довернуть на 120°
|
| Контргайки регулировочных болтов рычагов
|
12,5 – 17,5 Нм
|
| Крышка головки блока цилиндров
|
3 – 4 Нм
|
| Гайки внутренних стоек оси рычагов
|
17 – 22 Нм
|
| Крышка толкателей
|
5 – 7,5 Нм
|
| Маслосливная пробка
|
7,5 – 12,5 Нм
|
| Маслоприемник
|
5 – 7,5 Нм
|
| Труба измерителя уровня масла
|
20 – 30 Нм
|
| Крышки коренных подшипников
|
100 – 120 Нм
|
| Крышки шатунных подшипников
|
53 – 62 Нм
|
| Маховик:
|
| – 1 этап
|
15 Нм
|
| – 2 этап
|
95 Нм
|
| Шкив коленчатого вала
|
240 – 260 Нм
|
| Масляный насос
|
25 – 30 Нм
|
| Пробки масляного насоса
|
80 – 100 Нм
|
| Крышка масляного насоса
|
5 – 7,5 Нм
|
| Скоба для подъема двигателя
|
10 – 12 Нм
|
| Пробка слива охлаждающей жидкости на блоке цилиндров
|
20 – 30 Нм
|
| Гайка крепления муфты вентилятора радиатора
|
30 – 40 Нм
|
| Крепление механизма натяжения ремня генератора
|
21 –25 Нм
|
| Свечи накаливания
|
30 – 40 Нм
|
| Коробка передач к двигателю:
|
| – типа N
|
40 – 50 Нм
|
| – типа МТ-75
|
70 – 90 Нм
|
* Применяется только к болтам длиной 70 и 95 мм.
|