4.15. Снятие, ремонт и установка шатунно-поршневой группыВам потребуются: ключи "на 10", "на 12", "на 14", головки "на 15", "на 19", молоток.
|
1. Снимите головку блока цилиндров (см. "Снятие и установка головки блока цилиндров").
|
|
|
|
4. Отверните гайки 1 шатунных болтов и снимите крышку 2 шатуна. Если крышка сидит плотно, сбейте ее несильными ударами молотка. Выньте из крышки вкладыш.
|
|
5. Протолкните поршень, чтобы он вышел из цилиндра, и выньте его вместе с шатуном. Выньте из шатуна вкладыш.
|
|
ПРИМЕЧАНИЯ
Если собираетесь устанавливать прежние вкладыши, пометьте их номером цилиндра.
Вынимать поршень с шатуном из цилиндра нужно осторожно, чтобы не повредить зеркало цилиндра. Проверьте метки на шатуне и крышке шатуна. Если метки не видны — пометьте шатун и крышку номером цилиндра.
|
|
6. Выньте остальные поршни с шатунами.
|
|
7. С помощью съемника снимите поршневые кольца или, при его отсутствии, осторожно разгибая кольца у замков.
|
|
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Не разгибайте кольца на величину большую, чем это требуется для их снятия, иначе возможно нарушение формы колец или их поломка.
|
|
|
|
|
8. Снимите стопорные кольца с двух сторон поршня.
|
9. Выпрессуйте специальным приспособлением поршневые пальцы. Если нет приспособления, можно выбить поршневые пальцы легкими ударами молотка через оправку 1 — это необходимо делать на весу, чтобы не повредить поршень. Выньте шатун 2 из поршня 3.
|
|
10. Снимите остальные поршни с шатунов.
|
|
11. Промойте все детали в бензине. Очистите поршни от нагара. Очистите от нагара канавки под поршневые кольца обломком старого поршневого кольца.
|
|
12. Осмотрите поршни. Если на них есть задиры, следы прогара, поршни замените. Измерьте диаметр поршня. Если он меньше 91,9 мм, поршень замените. Диаметр поршня измеряют в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца, на 8,0 мм ниже оси поршневого пальца. Поршень установлен в цилиндре с зазором 0,024–0,048 мм. Поршни разбиты по диаметру на пять размерных групп: А, Б, В, Г и Д. Буквенная маркировка выбита на днище поршня. При подборе поршня к цилиндру нужно обеспечить указанный выше зазор. Предельно допустимый зазор между поршнем и цилиндром 0,25 мм. Зазор между поршнем и цилиндром можно определить измерением поршня и цилиндра. В запасные части поставляются поршни двух ремонтных размеров: с увеличенным на 0,5 и 1,0 мм диаметром. На одной из бобышек под поршневой палец отлита надпись "406" (поршень номинального диаметра), "406АР" (диаметр, увеличенный на 0,5 мм), "406БР" (диаметр, увеличенный на 1,0 мм).
|
|
|
|
|
13. Измерьте зазор между поршневым кольцом и канавкой на поршне в нескольких местах по окружности поршня. Зазор должен быть в пределах 0,05–0,087 мм для компрессионных колец и 0,115–0,365 мм для маслосъемного кольца. Если зазоры превышают указанные, нужно заменить кольца или поршни.
|
14. Измерьте зазоры в замках поршневых колец. Для этого вставьте кольцо в цилиндр и продвиньте поршнем как оправкой, чтобы кольцо встало в цилиндре ровно, без перекосов. Измерьте щупом зазор в замке (в разъеме) кольца, он должен быть в пределах 0,3–0,6 мм для компрессионных колец и 0,5–1,0 мм для дисков маслосъемных. Если зазор превышает указанный, кольцо замените. Если зазор меньше, можно опилить концы кольца напильником, зажатым в тисках. При этом кольцо перемещайте по напильнику вверх-вниз.
|
15. Проверьте посадку поршневого пальца в верхней головке шатуна. Зазор между пальцем и втулкой верхней головки шатуна должен быть в пределах 0,0045–0,0095 мм. Пальцы, поршни и шатуны разбиты на четыре размерные группы и маркированы краской. Палец маркирют на внутренней поверхности с одного конца, шатун — на стержне, поршень — на нижней поверхности одной из бобышек или выбивают римскую цифру на днище поршня. Размерные группы поршней, шатунов и пальцев приведены в табл. 4.3.
Слегка смажьте поршневой палец чистым моторным маслом и вставьте в верхнюю головку шатуна. Палец должен входить в головку от усилия руки ровно, без заеданий. Шатун должен проворачиваться на поршневом пальце под действием собственного веса из горизонтального положения. В вертикальном положении палец не должен выдвигаться или выпадать из головки шатуна под действием собственного веса. Поршневой палец и шатун должны быть одной или соседних размерных групп.
|
|
16. Поршни с поршневыми кольцами, пальцами и шатунами в сборе подбирают по массе. Разница по массе для одного двигателя должна быть не больше 10 г.
|
|
17. Осмотрите шатунные вкладыши. Если на них имеются задиры, выкрашивания и т.д., замените вкладыши.
|
18. Установите на шатуны крышки и измерьте диаметр отверстия в нижней головке шатуна. Номинальный диаметр отверстия (60+0,019) мм, предельно допустимый – 60,03 мм. Если измеренный диаметр превышает предельно допустимый, замените шатун с крышкой. Измерьте диаметр отверстия во втулке верхней головки шатуна. Номинальный диаметр отверстия (22 +0,007 –0,003) мм, предельно допустимый – 22,01 мм. Если измеренный диаметр превышает предельно допустимый, замените шатун. Размеры шатунно-поршневой группы приведены в табл. 4.4.
|
|
|
|
19. Соберите поршень 4 с шатуном 3. Перед этим нагрейте поршень до температуры 60–80 °С. Затем быстро вставьте шатун в поршень так, чтобы надпись "Перед" на поршне и выступ А на шатуне были с одной стороны, и запрессуйте поршневой палец 6 с максимальным натягом 0,0025 мм. Установите стопорные кольца 5. Наденьте с помощью съемника поршневые кольца на поршень.
|
|
ПРИМЕЧАНИЕ
На верхнем компрессионном кольце имеется надпись "Верх", кольцо должно устанавливаться на поршень этой надписью к днищу поршня. На нижнем компрессионном кольце с внутренней стороны есть проточка, кольцо должно устанавливаться этой проточкой вверх к днищу поршня.
|
Вставьте вкладыш 7 в нижнюю головку шатуна, при этом фиксирующий выступ ("замок") на вкладыше должен войти в выемку в нижней головке поршня. Вставьте вкладыш 1 в крышку 2 шатуна, при этом фиксирующий выступ ("замок") вкладыша должен войти в выемку в крышке. Смажьте цилиндр, поршень 4, шатунную шейку коленчатого вала и вкладыши 1 и 7 чистым моторным маслом. Поверните поршневые кольца так, чтобы замки компрессионных колец расположились под углом 180° друг к другу, замки дисков маслосъемного кольца также под углом 180° друг к другу и под 90° к замкам компрессионных колец, замок расширителя маслосъемного кольца под углом 45° к замку одного из дисков маслосъемного кольца. Поверните коленчатый вал так, чтобы шатунная шейка того цилиндра, в который устанавливается поршень, находилась в НМТ. Вставьте поршень с шатуном в цилиндр, при этом надпись "Перед" на бобышке поршня должна быть обращена вперед двигателя (к приводу распределительных валов).
|
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Чтобы не повредить зеркало цилиндра, рекомендуется на шатунные болты надеть втулки из мягкого материала (например, обрезки резиновых или пластмассовых шлангов).
|
С помощью специальной оправки обожмите поршневые кольца и легкими ударами рукояткой молотка протолкните поршень в цилиндр, при этом оправка должна быть плотно прижата к блоку, иначе можно сломать поршневые кольца. Продвиньте поршень вниз, чтобы нижняя головка шатуна "села" на шатунную шейку коленчатого вала, снимите с шатунных болтов обрезки шлангов. Установите крышку 2 шатуна на шатунные болты, при этом уступ Б на крышке шатуна должен быть с той же стороны, что и выступ А на нижней головке шатуна, номера цилиндра, выбитые на шатуне и крышке, располагались с одной стороны, а "замки" вкладышей должны располагаться друг против друга.
|
|
|
20. Заверните гайки шатунных болтов и затяните моментом 68–75 Н·м (6,8–7,5 кгс·м).
|
|
21. Аналогично установите остальные поршни с шатунами.
|
|
22. Несколько раз проверните коленчатый вал, он должен вращаться легко, без заеданий.
|
|
23. Установите масляный насос, масляный картер и головку блока цилиндров.
|
|