10.7.3. Контроллер (электронный блок управления)Контроллер (электронный блок управления) представляет собой управляющий центр системы впрыска топлива. Он непрерывно обрабатывает информацию от различных датчиков и управляет системами, влияющими на токсичность отработавших газов и эксплуатационные показатели автомобиля. 
 В контроллер поступает следующая информация: 
– положение и частота вращения коленчатого вала; 
– массовый расход воздуха двигателем; 
– температура охлаждающей жидкости; 
– положение дроссельной заслонки; 
– содержание кислорода в отработавших газах; 
– наличие детонации в двигателе; 
– напряжение в бортовой сети автомобиля; 
– скорость автомобиля; 
– положение распределительного вала; 
– запрос на включение кондиционера (на автомобилях в вариантном исполнении). 
На основе полученной информации контроллер управляет следующими системами и приборами: 
– топливоподачей (форсунками и электробензонасосом); 
– системой зажигания; 
– регулятором холостого хода; 
– адсорбером системы улавливания паров бензина; 
– вентилятором системы охлаждения двигателя; 
– системой диагностики. 
Контроллер включает выходные цепи (форсунки, различные реле и др.) путем замыкания их на «массу» через выходные транзисторы контроллера. Единственное исключение — цепь реле топливного насоса, только на обмотку этого реле контроллер подает напряжение +12 В. 
Контроллер оснащен встроенной системой диагностики. Он может распознавать неполадки в работе системы, предупреждая о них водителя через контрольную лампу системы управления двигателем. Кроме того, контроллер хранит диагностические коды, указывающие области неисправности, чтобы помочь специалистам в проведении ремонта. 
Контроллер располагает следующими типами памяти: 
– программируемое постоянное запоминающее устройство (ППЗУ); 
– оперативное запоминающее устройство (ОЗУ); 
– электрически репрограммируемое постоянное запоминающее устройство (ЭРПЗУ). 
Программируемое постоянное запоминающее устройство (ППЗУ). В нем находится общая программа, в которой содержится последовательность рабочих команд (алгоритмы управления) и различная калибровочная информация. Эта информация представляет собой данные управления впрыском, зажиганием, холостым ходом и др., которые зависят от массы автомобиля, типа и мощности двигателя, передаточных отношений трансмиссии и других факторов. ППЗУ называют еще запоминающим устройством калибровок. Содержимое ППЗУ не может быть изменено после программирования. Эта память не нуждается в питании для сохранения записанной в ней информации, которая не стирается при отключении питания, т.е. эта память энергонезависимая. 
Оперативное запоминающее устройство (ОЗУ). Это «блокнот» контроллера. Микропроцессор контроллера использует его для временного хранения измеряемых параметров для расчетов и промежуточной информации. Микропроцессор может по мере необходимости вносить в него данные или считывать их. 
Микросхема ОЗУ смонтирована на печатной плате контроллера. Эта память энергозависимая, требует бесперебойного питания для сохранения. При прекращении подачи питания содержащиеся в ОЗУ диагностические коды неисправностей и расчетные данные стираются. 
Контроллер расположен под консолью панели приборов и крепится к щиту моторного отсека. 
Для замены контроллера вам потребуется отвертка с крестообразным лезвием. 
1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи. 
| 
 | 
 | 
 
| 
 2. Отведите фиксирующую скобу… 
 | 
 3. …и отсоедините колодку жгута проводов системы впрыска топлива от выводов контроллера. 
 | 
 
 
 
| 
 | 
 | 
 
| 
 4. Выверните две гайки шпилек контроллера… 
 | 
 5 …и снимите контроллер с панели его крепления. 
 | 
 
 
 
6. Выверните три болта крепления панели контроллера и снимите панель контроллера. 
 
| 
 Примечание 
Так выглядит снятый с автомобиля контроллер. Обратите внимание на его маркировку, чтобы при замене приобрести контроллер с такой же маркировкой. 
 | 
 
 
 
 
7. Установите контроллер и панель его крепления в порядке, обратном снятию. 
 
		 
	 |