| 3.11. Проверка и замена свечей
|   | Вам потребуются |  
|  |  
 Периодичность замены Через 30 000 км пробега.  Перед началом При проверке и замене свечей будьте осторожны – если двигатель горячий, можно 
  получить ожоги.  Отсоедините провод от клеммы “—” аккумуляторной батареи.  Тип свечи: А17ДВР, А17ДВРМ, FE65PR, FE65CPR. До 1988 г. на ВАЗ-2109 устанавливали свечи 
  типов А17ДВ, FE65P.  При подготовке к зимней эксплуатации замените свечи новыми.  Рекомендуем заменять свечи через каждые 30 000 км, даже если они еще в рабочем 
  состоянии: старые свечи могут способствовать увеличению расхода топлива.  Регулярно проверяйте надежность соединений высоковольтных проводов со свечами, 
  катушкой и распределителем зажигания.  Грязная изоляция высоковольтных проводов может привести к утечке тока, поэтому 
  по мере загрязнения протирайте их тряпкой.  
 Предупреждение  Не затягивайте свечи слишком сильно — керамический изолятор свечи может треснуть, 
  что приведет к ухудшению работы двигателя.
 
 
  
    | ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 
  
    |  
 |  
 |  
 |  
    | 1. При снятии наконечника со свечи не тяните за провод. Если надо 
        снять все наконечники, предварительно промаркируйте высоковольтные провода.
     | 2. Очистите от грязи свечные ниши.
     | 3. Осторожно выверните свечу специальным ключом. Если свеча тяжело 
        выкручивается из-за образовавшегося нагара, капните в резьбовое отверстие 
        средство WD-40 или “Унисма”, чтобы не повредить резьбу.
     |  
    |  
 |  
 |  
 |  
    | 4. Осмотрите свечу. Если на изоляторе есть трещины, повреждена 
        резьба или электроды, свечу надо заменить.
     | 5. Светло-коричневый нагар, равномерно покрывающий нижнюю часть 
        свечи тонким слоем, не влияет на работу системы зажигания и его можно 
        не очищать.
     | 6. Отсутствие нагара на свече свидетельствует либо о работе двигателя 
        на обедненной смеси, либо о неправильно установленном угле опережения 
        зажигания, либо о несоответствии марки свечи типу двигателя.
     |  
    |  
 |  
 |  
 |  
    | 7. Блестящий черный нагар, свидетельствующий о попадании масла 
        в цилиндр двигателя, надо обязательно зачистить.
     | 8. Проверьте зазор между электродами свечи (только круглым щупом). 
        Зазор должен быть 0,7—0,8 мм. Проверяйте зазор только круглым щупом.
     | 9. Если зазор отличается от указанного, отрегулируйте его, подгибая 
        боковой электрод.
     |  |  
 
 |