поиск в избранное карта сайта
  Chevrolet РЕМОНТ ОБСЛУЖИВАНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ
Шевроле Шевроле Нива. Chevrolet Chevrolet-Niva

полные технические характеристики. диагностика. электросхемы
 
Главная
 
Chevrolet
Chevrolet-Niva
1. Устройство автомобиля
2. Рекомендации по эксплуатации
3. Неисправности в пути
4. Двигатель
5. Трансмиссия
6. Ходовая часть
7. Рулевое управление
8. Тормозная система
9. Электрооборудование
9.1. Особенности конструкции
9.2. Предохранители и реле
9.3. Генератор
9.4. Возможные неисправности генератора, их причины и способы устранения
9.5. Стартер
9.6. Возможные неисправности стартера, их причины и способы устранения
9.7. Выключатель (замок) зажигания
9.8. Замена и обслуживание свечей зажигания
9.9. Система управления двигателем
9.10. Освещение, световая и звуковая сигнализация
9.11. Возможные неисправности освещения и световой сигнализации, их причины и способы устранения
9.12. Стеклоочистители
9.13. Возможные неисправности стеклоочистителя ветрового стекла, их причины и способы устранения
9.14. Снятие и установка омывателя ветрового стекла
9.15. Снятие и установка омывателя стекла двери задка
9.16. Электродвигатель вентилятора отопителя
9.17. Возможные неисправности электродвигателя вентилятора отопителя, их причины и способы устранения
9.18. Электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя
9.19. Комбинация приборов
9.20. Возможные неисправности контрольных приборов, их причины и способы устранения
9.21. Замена блока переключателей корректора фар и свещения приборов
9.22. Замена выключателя аварийной сигнализации
9.23. Замена подрулевого переключателя
9.24. Замена датчиков и выключателей
9.25. Электростеклоподъемники передних дверей
9.26. Система блокировки замков дверей
9.27. Система обогрева стекла двери задка
9.28. Автомобильная противоугонная система (АПС)
10. Кузов
11. Варианты исполнения автомобиля
12. Уход за автомобилем
13. Покупка запасных частей
14. Поездка на СТО
15. Зимняя эксплуатация автомобиля
16. Подготовка к техосмотру
17. Приложения
 


Правообладатель: Издательский Дом "Третий Рим"
Источник: Руководство по ремонту ВАЗ-2123 Chevrolet Niva


9.28. Автомобильная противоугонная система (АПС)

Особенности конструкции
На автомобиле установлена противоугонная система (иммобилизатор) АПС-6.
Основные технические характеристики иммобилизатора АПС-6
Рабочий диапазон напряжения питания.......8–15 В
Рабочий диапазон температур.......–40...+85 °С
Потребляемый ток в дежурном режиме.......не более 5 мА
Иммобилизатор предназначен для исключения возможности несанкционированного пуска двигателя автомобиля и работает совместно с электронной системой управления двигателем.
Иммобилизатор представляет собой электронный блок, не позволяющий пустить двигатель без использования ключа зажигания или с помощью постороннего ключа. В головку ключа зажигания встроен электронный кодовый ключ. При попытке пуска двигателя без использования ключа зажигания со встроенным кодовым ключом иммобилизатор, не получая информацию о коде ключа, подает электронному блоку управления двигателем (контроллер) специальную кодовую команду, запрещающую пуск двигателя. Иммобилизатор имеет защиту от подбора ключей, а также защиту от считывания кода, передаваемого по кодовой линии на контроллер.
Иммобилизатор переходит в режим охраны автоматически при выключении зажигания. Также автоматически иммобилизатор выходит из режима охраны при включении зажигания без выполнения водителем дополнительных действий.
В иммобилизаторе АПС-6 использован бесконтактный (транспондерный) способ считывания кода ключа приемником, расположенным в выключателе (замке) зажигания. Кодовый ключ со встроенным криптографическим блоком (транспондером), позволяющим передавать код ключа в зашифрованном, постоянно изменяющемся виде, не нуждается в элементах питания. Иммобилизатор комплектуют двумя ключами зажигания. Один ключ рабочий – с черной вставкой, другой – обучающий, с красной вставкой (см. разд. 1 «Устройство автомобиля», «Ключи автомобиля»).

        ПРИМЕЧАНИЕ
Иммобилизатор сможет воспрепятствовать несанкционированному пуску двигателя только в том случае, если в контроллере системы управления двигателем активирована противоугонная функция. Если эта функция не активирована, пуск двигателя возможен без участия иммобилизатора. Активируют противоугонную функцию во время процедуры обучения иммобилизатора (см. «Процедура обучения иммобилизатора»). После активации отключить противоугонную функцию в контроллере системы управления двигателем невозможно.

Для пуска двигателя можно использовать как рабочий, так и обучающий ключ зажигания. Однако при эксплуатации автомобиля следует использовать для этой цели только рабочий ключ по следующим причинам:
– обучающий ключ хранит коды системы. Поэтому, если он будет утерян, при возникновении неисправности иммобилизатора потребуется замена дорогостоящего контроллера системы управления двигателем. Обучающий ключ храните отдельно от связки ключей и не пользуйтесь им в обычных условиях;
– обучающий ключ имеет более низкую криптографическую защиту, чем рабочий ключ. Поэтому прочитать коды системы с такого ключа, если он попадет к злоумышленнику, теоретически значительно легче;
– считывание информации из обучающего ключа происходит дольше, чем из рабочего. При плохом состоянии аккумуляторной батареи и сильных электромагнитных помехах это может привести к затрудненному пуску двигателя;
– после выключения зажигания обучающим ключом иммобилизатор обязательно начинает процедуру обучения. Процедура обучения сопровождается дополнительной индикацией контрольной лампой, что может дезориентировать водителя.
Если для повседневной эксплуатации одного рабочего ключа недостаточно, иммобилизатор позволяет обучить ещё один дополнительный рабочий ключ. Таким образом, в системе одновременно могут быть использованы два рабочих и один обучающий ключ.
Если рабочий ключ утерян, можно стереть информацию о нем из памяти иммобилизатора и при необходимости обучить новый ключ с помощью обучающего ключа. Если обучающий ключ утерян, стирание информации о ключах и обучение новых ключей невозможно.
Иммобилизатор имеет встроенную функцию самодиагностики с выдачей сообщения о неисправности при помощи сигнальной лампы в комбинации приборов и внутреннего зуммера. Кроме того, можно диагностировать иммобилизатор при помощи тестера, работающего по диагностическому протоколу KWP2000.
Помимо защиты от несанкционированного пуска двигателя, иммобилизатор выполняет дополнительные функции:
– управление задержкой гашения плафона внутреннего освещения;
– включение и выключение задних противотуманных огней;
– предупреждение о ключе, оставленном в замке зажигания;
– предупреждение об оставленных включенными габаритных огнях;
– управление электростеклоподъемниками.

Работа иммобилизатора
При пуске двигателя в момент включении зажигания иммобилизатор считывает код электронного кодового ключа, встроенного в головку ключа зажигания. Если считанный код совпадает с кодом, записанным в память иммобилизатора, то иммобилизатор выходит из режима охраны. После этого контроллер запрашивает у иммобилизатора информацию о текущем состоянии охраны. Если контроллер получит от иммобилизатора ответ, что охрана снята, он выдает подтверждение, что пуск двигателя будет разрешен. В противном случае контроллер не выдаст подтверждение о возможности пуска двигателя и не разрешит работу систем зажигания и впрыска топлива.
Приблизительно через 3 с после включения зажигания иммобилизатор показывает результат самодиагностики системы с помощью контрольной лампы в комбинации приборов и зуммера. Если код ключа был считан успешно и контроллер разрешил пуск двигателя, контрольная лампа остается выключенной все время до момента выключения зажигания. Если иммобилизатор не получил от контроллера подтверждение разрешения пуска двигателя, то контрольная лампа через 3 с после включения зажигания начинает мигать (приблизительно раз в секунду). Такое мигание продолжается 15 с. Во время и после окончания мигания лампы зуммер дважды информирует о типе возникшей неисправности разным количеством звуковых сигналов:
– 1 сигнал – невозможно считать код электронного ключа;
– 2 сигнала – нарушена связь между иммобилизатором и контроллером системы управления двигателем;
– 3 сигнала – код, считанный с ключа, отсутствует в памяти иммобилизатора;
– 4 сигнала – контроллер не подтверждает разрешение на пуск двигателя.
В случае индикации неисправности выключите зажигание, подождите не менее 10 с, после чего вновь включите зажигание. Если ошибка повторяется, обратитесь на станцию технического обслуживания. Особый случай, когда противоугонная функция в контроллере не активизирована. Такой контроллер всегда выдает подтверждение на пуск исправного двигателя. В этом случае контрольная лампа иммобилизатора через 3 с после включения зажигания загорается и горит постоянно 15 с, а затем гаснет. Это означает, что двигатель может быть пущен независимо от наличия кодового ключа. Для активизации противоугонной функции в контроллере управления двигателем необходимо провести процедуру обучения (см. «Процедура обучения иммобилизатора»).
После выключения зажигания и остановки двигателя иммобилизатор не переходит в режим охраны еще 10 с. В течение этого времени можно повторно пустить двигатель и без участия кодового ключа. Через 10 с после выключения зажигания иммобилизатор переходит в режим охраны и больше не разрешит пуск двигателя без участия кодового ключа.
Если зажигание было выключено обучающим ключом, то контрольная лампа иммобилизатора начинает мигать с повышенной частотой (5 раз в секунду). Такое мигание означает начало процедуры обучения иммобилизатора. В этом случае не рекомендуется включать зажигание другим рабочим ключом ранее чем через 6 с после выключения зажигания (пока мигает лампа), так как это может привести к случайному выполнению процедуры переобучения. Если вы по ошибке включили зажигание рабочим ключом, иммобилизатор подаст три звуковых сигнала непосредственно в момент включения зажигания, предупреждая о продолжении режима обучения. В этом случае необходимо выключить зажигание и подождать около 6 с, пока не перестанет мигать контрольная лампа.

        ПРИМЕЧАНИЕ
Допускается повторное включение зажигания тем же обучающим ключом, которым было выключено зажигание, даже если лампа еще мигает.

Процедура обучения иммобилизатора
Для активации противоугонной функции проведите процедуру обучения иммобилизатора. После полного выполнения всей процедуры обучения:
– в контроллере системы управления двигателем будет активирована противоугонная функцию, если она не была активирована до этого;
– система изменит свой пароль на новый, выбранный случайным образом;
– в обучающий ключ запишется новый пароль системы;
– сотрется из памяти информация обо всех ранее обученных рабочих ключах;
– в память будут занесены коды тех рабочих ключей, которые были обучены в данной процедуре обучения.
Процедуру обучения иммобилизатора применяют в следующих случаях:
– для активации противоугонной функции в контроллере (например, на новом автомобиле или при замене неисправного контроллера);
– при утере рабочих ключей для стирания информации о старых рабочих ключах и обучения новых ключей;
– для смены пароля системы, если владелец предполагает, что пароль мог быть считан (например, при продаже автомобиля одним владельцем другому);
– при замене неисправного иммобилизатора новым для обучения рабочих ключей.

        ПРИМЕЧАНИЕ
Иммобилизатор АПС-6 может обучить два рабочих ключа. Обучать можно только новые рабочие ключи (т.е. те, которые до этого не были обучены другим иммобилизатором) или те, которые до этого были обучены при помощи обучающего ключа, используемого в данной процедуре обучения. Обучать рабочие ключи можно только совместно с контроллером, в котором не активизирована противоугонная функция, или с тем контроллером, который был обучен совместно с обучающим ключом, используемым в данной процедуре обучения.

Для обучения иммобилизатора:
1. Закройте все двери автомобиля. Включите зажигание обучающим ключом и сделайте выдержку с включенным зажиганием не менее 6 с.
2. Выключите зажигание. Контрольная лампа должна начать мигать с увеличенной частотой (5 раз в секунду) всё время, пока правильно выполняется процедура обучения. Прекращение быстрого мигания лампы означает неправильное действие, превышение времени, предусмотренного для выполнения процедуры обучения, или неисправность. Выньте обучающий ключ из замка зажигания.
3. Пока контрольная лампа мигает (около 6 с), вставьте рабочий ключ в замок и включите зажигание. Если всё сделано правильно, зуммер подаст три звуковых сигнала в момент включения зажигания.
4. Сделайте выдержку с включенным зажиганием (около 6 с) до подачи зуммером ещё двух звуковых сигналов. Если через 6 с зуммер не подал звуковые сигналы, а быстрое мигание контрольной лампы прекратилось, выключите зажигание и начните процедуру снова. Если и повторно не удается закончить процедуру обучения, то это означает неисправность или то, что данный рабочий ключ уже был обучен другим иммобилизатором.
5. Выключите зажигание.

        ПРИМЕЧАНИЕ
Если необходимо обучить второй рабочий ключ, то ещё раз выполните операции 3–5, включая зажигание вторым обучаемым рабочим ключом. Если такой необходимости нет, продолжите процедуру обучения.

6. Пока мигает контрольная лампа (около 6 с), выньте обученный рабочий ключ из замка зажигания, вставьте вновь обучающий ключ в замок и включите зажигание. Если все сделано правильно, зуммер подаст три звуковых сигнала в момент включения зажигания.
7. Сделайте выдержку с включенным зажиганием (около 6 с) до момента подачи зуммером еще двух звуковых сигналов.
8. Выключите зажигание, но не вынимайте обучающий ключ из замка зажигания. Примерно через 6 с после выключения зажигания зуммер должен подать одиночный звуковой сигнал, а контрольная лампа должна начать мигать в два раза чаще.

        ПРИМЕЧАНИЕ
Если зуммер не подал звуковой сигнал, а быстрое мигание лампы прекратилось, то необходимо выключить зажигание и начать процедуру обучения снова. Если и повторно не удается закончить процедуру обучения, то это означает неисправность или то, что этот обучающий ключ не подходит к данному контроллеру.

9. Не позднее чем через 6 с после звукового сигнала (пока быстро мигает лампа) включите зажигание этим же обучающим ключом. Подождав 2–3 с, выключите зажигание. Не позднее чем через 5 с после выключения зажигания зуммер должен подать три звуковых сигнала, а быстрое мигание контрольной лампы должно прекратиться. Не включайте зажигание ещё минимум 10 с.

        ПРИМЕЧАНИЕ
При работе с некоторыми контроллерами прекращение мигания лампы и подача зуммером трех звуковых сигналов происходит уже при включении зажигания. В этом случае все равно следует выключить зажигание и подождать не менее 10 с.

По окончании процедуры обучения может потребоваться повторная синхронизация кодов иммобилизатора и контроллера, так как после окончания процедуры обучения контроллер может не позволить пустить двигатель при первом включении зажигания. Для проведения повторной синхронизации кодов включите зажигание любым обученным ключом (желательно рабочим). Сделайте выдержку 6 с. Если контрольная лампа иммобилизатора начала индицировать ошибочное состояние системы (мигать 1 раз в секунду), выключите зажигание и подождите не менее 10 с. После этого снова включите зажигание. Лампа не должна мигать, а двигатель должен пускаться.
Если через 3 с после включения зажигания контрольная лампа загорится постоянным светом, это значит, что противоугонная функция контроллера не активирована и процедуру обучения следует повторить заново.

Возможные нештатные  ситуации, возникающие  в процессе эксплуатации  иммобилизатора
При утере рабочего ключа необходимо приобрести заготовку нового ключа и нарезать её для работы с замком зажигания, установленным на автомобиле. Затем выполните процедуру обучения иммобилизатора (см. «Процедура обучения иммобилизатора»), применив имеющийся обучающий ключ и новый рабочий ключ.
При утере обучающего ключа невозможно провести процедуру обучения ключей. Это означает, что можно продолжать эксплуатацию автомобиля только с имеющимся рабочим ключом. В случае утери и оставшегося рабочего ключа или при неисправности иммобилизатора придётся заменить как иммобилизатор, так и контроллер новыми. После такой замены можно нарезать новую заготовку обучающего ключа для работы с замком зажигания, установленным на автомобиле, и провести процедуру обучения (см. «Процедура обучения иммобилизатора»).

        ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
В связи с важностью обучающего ключа рекомендуется не хранить этот ключ на одной связке с рабочими и не использовать его в повседневной эксплуатации.

После замены неисправного иммобилизатора новым необходимо провести процедуру обучения системы (см. «Процедура обучения иммобилизатора»). При этом следует использовать уже имеющийся обучающий ключ от неисправного иммобилизатора.
Иммобилизатор АПС-6 допускает возможность пуска двигателя без проведения процедуры обучения. Такой пуск можно производить только тем обучающим ключом, который до этого использовался при активизации противоугонной функции контроллера управления двигателя, установленного на автомобиле.
Пускайте двигатель следующим образом:
– закройте все двери;
– включите зажигание обучающим ключом, но не пускайте двигатель;
– выключите зажигание (контрольная лампа иммобилизатора должна начать быстро мигать);
– не позднее чем через 6 с после выключения зажигания (пока мигает лампа) необходимо снова включить зажигание обучающим ключом и пустить двигатель.
При неисправности контроллера его можно заменить новым контроллером, в котором не активирована противоугонная функция. При такой замене контроллер будет разрешать пуск двигателя независимо от иммобилизатора. Для активирования противоугонной функции нового контроллера необходимо выполнить процедуру обучения (см. «Процедура обучения иммобилизатора»), используя имеющиеся обучающий и рабочие ключи.
Допускается замена неисправного контроллера на другой, в котором уже активирована противоугонная функция, но только если при этом будет использоваться тот же обучающий ключ, которым была активирована противоугонная функция во вновь устанавливаемом контроллере. Используя обучающий ключ от вновь установленного контроллера, нужно провести процедуру обучения системы.
При замене замка зажигания необходимо заменить электронные кодовые элементы (транспондеры) в головках ключей зажигания нового замка соответствующими кодовыми элементами из ключей от замка зажигания, снятого с автомобиля.
Процедуру обучения после такой замены проводить не требуется.

Дополнительные функции иммобилизатора АПС-6
Управление задержкой гашения плафона внутреннего освещения. Эта функция позволяет обеспечивать освещение салона в течение некоторого времени после закрытия дверей автомобиля, что облегчает действия водителя в темное время суток.
Для работы этой функции плафон должен быть выключен клавишей его переключателя.
При выключенном зажигании и открытии любой двери плафон загорается и горит всё время, пока открыта дверь. После закрытия двери плафон остается включенным еще 12 с, после чего в течение 4 с плавно гаснет.
Если снова открыть дверь, пока плафон окончательно не погас, то плафон включается полным накалом и горит всё время, пока дверь открыта.
Если перевести ключ зажигания в положение «включено», пока плафон не погас, то плафон гаснет сразу же.
При включенном зажигании открытие двери водителя не приводит к включению плафона, при открытии любой другой двери плафон включается, а при закрытии – выключается без задержки.
Включение и выключение задних противотуманных огней. Включить задние противотуманные огни можно нажатием на кнопку включения задних противотуманных огней только в том случае, если включены фары головного света или противотуманные фары. Если задние противотуманные огни уже включены, выключить их можно повторным нажатием не кнопку.
При выключении габаритных огней задние противотуманные огни выключаются автоматически.
Предупреждение о ключе, оставленном в замке зажигания. Если зажигание выключено, но в замке зажигания оставлен ключ, то при открывании двери водителя зуммер подает звуковой сигнал (трель).
Предупреждение об оставленных включенными габаритных огнях. Если зажигание выключено, но остались включенными лампы габаритных огней, то при открывании двери водителя зуммер подает 2 звуковых сигнала.
Управление электростеклоподъемниками возможно:
– всегда при включенном зажигании;
– в течение 30 с с момента выключения зажигания, если двери автомобиля не открывались. Если дверь открылась, а ключ в это время уже вынут из замка зажигания, то управление электростеклоподъемниками становится невозможным сразу же после открытия двери;
– после выключения зажигания и открытия любой двери, если ключ находится в замке зажигания. Если дверь закрылась или ключ вынут из замка, то управление стеклоподъемниками становится невозможным.

« предыдущая страница
9.27. Система обогрева стекла двери задка
^
к оглавлению
следующая страница »
10. Кузов

Copyright © 2007-2024 Все права защищены. Все торговые марки являются собственностью их владельцев.