| 12.2.1. Проверка и правка остоваОсновные размеры для 
  проверки точек крепления агрегатов 
   
    | 0 – базовая линия; 1 – верхнее крепление радиатора;
 2 – крепление картера рулевого механизма и маятникового рычага;
 3 – ось педалей тормоза и сцепления;
 4 – центр рулевого механизма;
 5 – центр заднего колеса;
 6 – крепление амортизаторов задней подвески;
 7 – заднее крепление глушителя;
 8 – переднее крепление глушителя;
 9 – крепление поперечной штанги задней подвески;
 10 – ось задних колес;
 11 – крепление верхних продольных штанг задней подвески;
 | 12 – крепление нижних продольных 
      штанг задней подвески; 13 – центр переднего колеса;
 14 – точки крепления поперечины передней подвески;
 15 – крепление стабилизатора поперечной устойчивости;
 16 – нижнее крепление радиатора;
 17 – ось автомобиля;
 18 – верхнее крепление радиатора;
 19 – заднее крепление силового агрегата;
 20 – крепление ручного тормоза;
 21 – крепление опоры карданного вала;
 22 – крепление амортизаторов задней подвески
 |  Установка для контроля 
  и ремонта кузовов с приспособлением для правки 
   
    | 1 – рама установки; 2 – кузов автомобиля;
 3 – кронштейн крепления поперечины передней подвески;
 | 4 – кронштейн крепления стабилизатора 
      поперечной устойчивости; 5 – приспособление для правки со стрелкой и гидравлическим устройством
 |  Значительная часть ремонтных работ кузовов приходится на аварийные автомобили, 
которые, в большинстве случаев, требуют проверки геометрии точек крепления узлов 
и агрегатов шасси автомобиля.
 
 Для контроля геометрии точек крепления узлов шасси, показанных на рис.  
Основные размеры для проверки точек крепления агрегатов, а также для выполнения 
сложного ремонта кузова с одновременным контролем, используется установка для 
ремонта и контроля кузовов, в сочетании с приспособлениями для правки.
 
 Контрольные точки 
  проверки пола кузова 
   
    | 1 – пересечение осей передних болтов крепления 
      стабилизатора поперечной устойчивости с поверхностями лонжеронов; 2 – центр осей нижних болтов крепления картера рулевого механизма и кронштейна 
      маятникового рычага;
 3 – пересечение центров передних технологических отверстий лонжеронов переднего 
      пола с поверхностями лонжеронов;
 4 – пересечение задних технологических отверстий лонжеронов переднего пола 
      с поверхностями лонжеронов;
 5 – центр осей болтов крепления нижних продольных штанг;
 6 – центр осей болтов крепления верхних продольных штанг;
 7 – пересечение оси болта крепления поперечной штанги с кронштейном кузова;
 8 – пересечение центра заднего технологического отверстия центрального усилителя 
      заднего пола с поверхностью усилителя;
 | 9 – центр осей передних болтов крепления 
      стабилизатора поперечной устойчивости; 10 – пересечение центров осей нижних болтов крепления картера рулевого механизма 
      и кронштейна маятникового рычага с поверхностями брызговиков лонжеронов;
 11 – центр передних технологических отверстий лонжеронов переднего пола;
 12 – центр задних технологических отверстий лонжеронов переднего пола;
 13 – пересечение осей болтов крепления нижних продольных штанг с наружными 
      поверхностями кронштейнов кузова;
 14 – пересечение осей болтов крепления верхних продольных штанг с наружными 
      поверхностями средних лонжеронов;
 15 – пересечение оси болта крепления поперечной штанги с кронштейном кузова;
 16 – центр заднего технологического отверстия усилителя заднего пола;
 17 – продольная ось автомобиля;
 0 – линия отсчета
 |  По контрольным точкам пола кузова можно, без демонтажа узлов и агрегатов шасси, 
проверить на установке положение элементов пола.
 
 Приспособление для правки закрепляется на раме установки со стороны деформированной 
части кузова.
 
 Повреждения кузова автомобиля могут быть самыми различными. Поэтому, правила ремонта 
в каждом отдельном случае должны быть свои, наиболее подходящие для этих повреждений.
 
 Почти во всех случаях повреждений остова необходимо снимать некоторые детали, 
чтобы обнаружить повреждения, выправить и выверить остов. В случаях серьезных 
повреждений рекомендуется убирать все легкосъемные внутренние обивочные части, 
чтобы облегчить измерение, контроль и установку гидравлических или винтовых домкратов 
для устранения перекосов и прогибов.
 
 Правкой необходимо восстановить первоначальные линейные размеры остова кузова.
 
 Справочные линейные 
  размеры проемов дверей Диагональные размеры проемов передних и задних дверей, показанных на рисунке, 
должны, соответственно, быть равными 1273±2 мм и 983±2 мм.
 
 Расстояние между стойками от центров звеньев верхних неподвижных петель до противоположных 
стоек проемов, по центру фиксаторов замков дверей, должны быть равными: для проема 
передней двери 889±2 мм, для задней – 819±2 мм. От центров звеньев нижних неподвижных 
петель до противоположных стоек проемов дверей, по центру фиксаторов замков, расстояния 
должны соответствовать: для проема передней двери – 926±2 мм, для задней – 863±2 
мм.
 
  Справочные линейные 
  размеры между центральными стойками Расстояние между центральными стойками без обивки, на высоте от низа проема 270 
мм и 270 550 мм, должны быть равными, соответственно, 1397±2 мм и 1234±2 мм.
 
 Справочные линейные 
  размеры проемов ветрового окна и капота Справочные линейные 
  размеры проемов заднего окна и крышки багажника Диагональные размеры проемов окон должны составлять: для ветрового окна 1375±4 
мм (см. рис.  Справочные линейные размеры проемов 
ветрового окна и капота), для заднего окна – 1322 4–2 
мм (см. рис.  Справочные линейные размеры проемов 
заднего окна и крышки багажника).
 
 Расстояние между фланцами проемов окон по оси автомобиля, должны быть равными, 
соответственно, для ветрового стекла 537 3 мм, для заднего – 509 3 
мм.
 
 Диагональные размеры должны быть равными для проема капота 1547±4 мм (см. рис. 
 Справочные линейные размеры проемов ветрового окна 
и капота), для крышки багажника – 1446 4–2  мм (см. рис.  
Справочные линейные размеры проемов заднего окна и крышки багажника). Ширина 
проемов по оси автомобиля должна соответствовать: для проема капота 876±4 мм и 
для крышки багажника – 601±1 мм.
 
 Разница диагональных размеров проема ветрового окна, а также и проемов заднего 
окна, капота, крышки багажника одного кузова не должна превышать 2 мм.
 
 При ремонте кузова необходимо восстановить и наружные зазоры, указанные на рисунках 
(см. рис.  Основные сечения кузова 
  (вид кузова сбоку)) и (см. рис.  Основные сечения кузова 
  (вид кузова сверху)), между кузовом и дверями, между кузовом 
и капотом, между кузовом и крышкой багажника.
 
 Допускается неравномерность зазора (конусность) не более 1,5 мм, выступание лицевых 
поверхностей, относительно неподвижных, на величину не более 2 мм.
 
 Наиболее часто при ремонте остова требуется замена крыльев, панелей передка и 
задка. Методы замены и ремонта этих деталей можно взять за основу при ремонте 
других деталей остова, при этом необходимо знание расположения сварных швов.
 
 
 |