| 4. Системы охлаждения, отопления
Спецификации
 
Общие параметры
 Расположение компонентов систем охлаждения, отопления и кондиционирования 
воздуха в двигательном отсеке автомобиля (показан двигатель V6, для 4-цилиндровых 
моделей схема расположения компонентов аналогична)
 
 
 
|   |  
| 
1 — Радиатор 
2 — Конденсатор
 3 — Вентиляторы систем охлаждения и кондиционирования воздуха
 | 
4 — Водяной насос
5 — Термостат
 6 — Расширительный бачок
 |  Компоненты термостата
 
 
 
|   |  
| 
1 — Фланец
2 — Поршень
 3 — Клапан прокачки
 4 — Главная винтовая пружина
 | 
5 — Вторичная винтовая пружина 
6 — Рама
 7 — Основной клапан
 8 — Седло клапана
 |  
Система охлаждения двигателя
Все модели рассматриваемых в настоящем Руководстве автомобилей оборудованы работающей 
при избыточном давлении системой охлаждения двигателя с термостатическим управлением 
циркуляцией рабочей жидкости. Водяной насос роторного типа закреплен на блоке 
двигателя и обеспечивает прокачку охлаждающей жидкости сквозь охладительный тракт 
последнего. Поток жидкости омывает районы расположения каждого из цилиндров в 
блоке и направляется в заднюю часть двигателя. Проложенные в литье блока и головки 
цилиндров охладительные каналы обеспечивают интенсивное охлаждение впускных и 
выпускных портов, районов установки свечей зажигания и направляющих втулок выпускных 
клапанов. 
 Воскозаполненный термостат контролирует рабочую температуру двигателя в процессе 
его разогрева. В первые минуты после запуска холодного двигателя термостат остается 
закрытым, предотвращая тем самым циркуляцию охлаждающей жидкости через радиатор. 
Когда температура двигателя достигает нормального рабочего значения, клапан термостата 
открывается, подключая к контуру охлаждения радиатор, обеспечивающий максимальную 
интенсивность теплоотвода от рабочего тела (охлаждающей жидкости).
 
 Система охлаждения имеет герметичную конструкцию и плотно закрыта крышкой радиатора, 
способной выдерживать определенное избыточное давление, что обеспечивает повышение 
точки кипения охлаждающей жидкости и, соответственно, эффективности теплоотвода 
через радиатор. При превышении внутренним давлением в системе некоторого определенного 
значения, подпружиненная тарелка вмонтированного в крышку радиатора предохранительного 
клапана приподнимается над своим седлом, обеспечивая перетекание избытка охлаждающей 
жидкости по соединительной (переливной) трубке в расширительный бачок. По мере 
остывания системы жидкость автоматически возвращается из бачка в радиатор.
 
 Доливание охлаждающей жидкости в систему производится через горловину расширительного 
бачка, который одновременно выступает также в роли ресивера, аккумулирующего в 
себе вытесняемый из радиатора избыток жидкости.
 
 Ввиду перечисленных особенностей конструкции, такая система охлаждения получила 
название замкнутой, так как в ней исключены какие-либо функциональные потери охлаждающей 
жидкости.
 
Система отопления
Основными компонентами системы отопления салона являются электрический вентилятор 
и теплообменник, расположенные в коробчатом кожухе отопителя. Теплообменник посредством 
резиновых шлангов соединен с системой охлаждения двигателя. Блок управления функционированием 
отопителя/кондиционера воздуха вмонтирован в панель приборов автомобиля. Разогретая 
в двигателе охлаждающая жидкость циркулирует через теплообменник отопителя, отдавая 
свое тепло заполняющему кожух воздуху. При включении отопления салона происходит 
открывание пластинчатой заслонки, в результате чего внутренний объем кожуха отопителя 
соединяется с объемом салона. При включении вентилятора крыльчатка последнего 
начинает прогонять подаваемый в салон воздух через теплообменник, обеспечивая 
его интенсивный разогрев. 
Система кондиционирования воздуха 
В состав системы входят установленный впереди радиатора конденсатор, расположенный 
рядом с теплообменником отопителя испаритель, закрепленный на блоке двигателя 
компрессор и ресивер-осушитель, оборудованный редукционным клапаном высокого давления. 
Все компоненты соединены между собой рефрижераторными линиями. 
 Вентилятор прогоняет поступающий в салон воздух сквозь теплообменник испарителя, 
работающий в режиме, обратном режиму функционирования радиатора. Прокачиваемый 
через теплообменник хладагент, испаряясь, отбирает у воздуха избыток тепла. Температура 
внутри салона при этом снижается до требуемого комфортного значения (по выбору 
оператора).
 
 
 |