| 4.1. Проверка компрессионного давления, оценка состояния цилиндровПроверка компрессионного давления
 
|   | Для выполнения процедуры проверки компрессионного давления потребуется помощь ассистента.
 |  Замер компрессионного давления позволяет составить общее представление о текущем состоянии таких внутренних компонентов двигателя, как прокладка головки цилиндров, элементы клапанного механизма, поршни и поршневые кольца. Анализ результатов проверки позволяет определить, нуждается ли двигатель в капитальном восстановительном ремонте, или достаточно просто заменить уплотнительную прокладку головки. Измерение производится при помощи компрессометра. 
 
|   | Для дизельных двигателей необходим компрессометр с пределом измерений примерно до 
40 бар.
 |  
 
|  |  
| 
| 
Прогрейте двигатель до нормальной рабочей температуры (порядка 80°С), удостоверьтесь в полноте заряда аккумуляторной батареи. 
Заглушите двигатель и позвольте выпускному коллектору остывать в течение порядка 10 минут.
 |  |  Бензиновые модели
 
|  |  
| 
| 
Снимите декоративную крышку двигателя и отсоедините ВВ электропроводку от свечей зажигания. 
Поочередно выверните свечи зажигания, - перед выворачиванием свечи продувайте ее нишу сжатым воздухом (можно воспользоваться велосипедным насосом) с целью минимизации риска попадания мусора в цилиндры.
Воспользовавшись прижимной или резьбовой насадкой, подключите компрессометр к свечному отверстию первого цилиндра.
Попросите помощника до упора выжав педаль газа, полностью открыть дроссельную заслонку и провернуть двигатель стартером на 7-8 оборотов. Считайте максимальное показание измерителя, запишите результат.
Действуя в аналогичной манере, замерьте компрессионное давление в оставшихся цилиндрах.
Заглушите двигатель, отсоедините компрессометр, вверните свечи зажигания и установите на место декоративную крышку силового агрегата.
 |  |  Дизельные модели
 
|  |  
| 
| 
Снимите трубки подачи топлива, форсунки, плоские и рифленые шайбы (см. Системы питания, управления двигателем/снижения токсичности отработавших газов и выпуска отработавших газов). 
Отсоедините электропроводку от клапана отсечки топлива (см. Системы питания, управления двигателем/снижения токсичности отработавших газов и выпуска отработавших газов).
 
|   | Если клапан не будет отключен, ТНВД начнет разбрызгивать топливо при проворачивании двигателя!
 |  
Подходящей заглушкой закупорьте возвратный топливопровод ТНВД.
 
|   | 
При помощи переходной насадки подключите специальный манометр к форсуночному отверстию первого цилиндра.
 |  
Попросив помощника не выжимая педаль газа несколько раз провернуть двигатель стартером. Считайте максимальное показание измерителя, результат запишите.
 
|   | Для получения достоверного результата двигатель должен быть провернут не менее чем на восемь оборотов.
 |  
Действуя в аналогичной манере, замерьте компрессионное давление в оставшихся цилиндрах.
Отсоедините компрессометр и верните на место снимавшиеся компоненты. Восстановите исходное подсоединение топливопроводов и электропроводки, - не забудьте снять заглушку с возвратной линии ТНВД.
 |  |  Все модели
 Сравните результаты измерения требованиями 
Спецификаций Главы Двигатель.
 Максимально допустимая разница давлений в отдельных цилиндрах может составлять 
1.5
кГс/см2 для бензиновых двигателей и 
3.0 кГс/см2 для дизельных.
 Компрессия в исправном двигателе растет очень быстро. Низкое значение, показанное после первого цикла, увеличивающееся с последующими циклами, указывает на износ поршневых колец. Если же давление не возрастает с повтором циклов, следует проверить герметичность закрывания клапанов и целостность головки цилиндров (не исключена также вероятность наличия трещин в головке).
 
|   | Нагарообразование на тарелках клапанов также может приводить к снижению компрессионного давления.
 |  Следует иметь в виду, что из-за разной скорости вращения стартера полученные результаты на разных автомобилях могут слегка варьироваться, однако показания для всех цилиндров одного двигателя должны быть примерно одинаковыми.
 Если давление в каком-либо цилиндре находится на уровне минимального или ниже допустимого, попробуйте влить внутрь цилиндра через свечное отверстие чайную ложку двигательного масла и повторите проверку. Если добавление масла приводит к временному восстановлению компрессии, причиной ее снижения, скорее всего, является износ поршня, поршневых колец или стенок цилиндра. Если увеличения компрессии не произошло, можно сделать вывод о нарушении герметичности закрывания клапанов или повреждении уплотнительной прокладки/литья головки цилиндров.
 Одинакова низкая компрессия в двух соседних цилиндрах с высокой степенью вероятности указывает на нарушение целостности уплотнительной прокладки головки в районе перемычки между цилиндрами. Присутствие охлаждающей жидкости в камерах сгорания/картере двигателя может служить подтверждением данному предположению.
 Если компрессия в одном из цилиндров примерно на 20% ниже, чем в остальных, и одновременно имеет место нарушение стабильности оборотов холостого хода, следует оценить степень износа рабочих выступов соответствующих кулачков распределительного вала.
 Проверка герметичности цилиндров
 
|  |  
| 
| 
В ходе данной проверки оценивается герметичность цилиндров (по скорости выпуска закачанного в них сжатого воздуха) и, - в случае ее нарушения, - локализуются источники утечек. Данная проверка является альтернативой проверке компрессионного давления, а с определенной точки зрения гораздо эффективнее последней, поскольку визуально выявить источник утечки проще, чем делать умозрительные заключения по косвенным данным. 
Прогрейте двигатель до нормальной рабочей температуры (80°С), затем заглушите его.
Снимите крышку расширительного бачка системы охлаждения (см. Главу Текущий уход и обслуживание).
Снимите декоративную крышку силового агрегата и выверните свечи зажигания/накаливания.
Проворачивая двигатель за центральный болт коленчатого вала в нормальном направлении, приведите поршень подлежащего проверке цилиндра в положение ВМТ конца такта сжатия, затем подключите к соответствующему свечному отверстию специальный тестер, предварительно произведя его калибровку, - действуйте в строгом соответствии с прилагаемыми к прибору инструкциями.
Снимите крышку заливной горловины двигательного масла (см. Главу Текущий уход и обслуживание).
Подайте в цилиндр сжатый воздух и по показаниям измерителя оцените скорость сброса давления. Результат запишите.
 
|   | Если в ходе проверки коленчатый вал начинает проворачиваться, позаботьтесь о его блокировке.
 |  
Повторите проверку для оставшихся цилиндров, - действуйте в порядке зажигания (см. Главу
Системы электрооборудования двигателя).
Отсоедините измеритель, вверните свечи зажигания/накаливания и установите на место декоративную крышку двигателя.
Сравните результаты проверки с требованиям 
Спецификаций Главы Двигатель. В случае необходимости произведите необходимый восстановительный ремонт.
 |  |  Проверка состояния зеркал цилиндров при помощи специальной лампы-пробника
 
|  |  
| 
| 
Снимите декоративную крышку двигателя и выверните свечи зажигания/накаливания. 
Проворачивая двигатель в нормальном направлении за центральный болт коленчатого вала, приведите поршень подлежащего проверке цилиндра в положение НМТ.
Действуя строго в соответствии с инструкциями изготовителей, подключите специальную лампу-пробник, заправьте ее гибкий световод в соответствующее свечное отверстие и произведите визуальную оценку состояния стенок цилиндра, которые должны иметь матовый оттенок без следов хонинговочной насечки.
Действуя в аналогичной манере, произведите осмотр стенок оставшихся цилиндров (в порядке зажигания).
В случае необходимости снимите двигатель, головку цилиндров и произведите более подробный непосредственный осмотр зеркал цилиндров и необходимый восстановительный ремонт.
 |  |  
 
 |