5. Системы охлаждения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздухаОбщая информация
Система охлаждения двигателя
Все модели рассматриваемых в настоящем Руководстве автомобилей оборудованы работающей при избыточном давлении системой охлаждения двигателя с термостатическим управлением циркуляцией рабочей жидкости. Водяной насос закреплен на блоке двигателя и обеспечивает прокачку охлаждающей жидкости сквозь охладительный тракт последнего. Поток жидкости омывает районы расположения каждого из цилиндров в блоке, после чего направляется в заднюю часть двигателя. Проложенные в литье блока и головки цилиндров охладительные каналы обеспечивают интенсивное охлаждение впускных и выпускных портов, районов установки свечей зажигания и направляющих втулок выпускных клапанов.
С момента запуска двигателя система охлаждения проходит через три режима функционирования: на первом этапе, пока температура охлаждающей жидкости не поднялась выше определенного значения, она циркулирует по малому кругу из рабочего контура которого исключен радиатор. По мере дальнейшего прогрева жидкости открывается тарельчатый клапан включенного в тракт системы воскозаполненного термостата и к контуру циркуляции подключается радиатор. Далее, по достижении температурой охлаждающей жидкости очередного контрольного значения, срабатывает термочувствительный датчик-выключатель, обеспечивающий активацию вентилятора системы охлаждения, нагнетаемый которым дополнительный воздушный поток в значительной мере повышает эффективность функционирования теплообменника радиатора.
Система охлаждения имеет герметичную конструкцию и плотно закрыта крышкой радиатора/расширительного бачка, способной выдерживать определенное избыточное давление, что обеспечивает повышение точки кипения охлаждающей жидкости и, соответственно, эффективности теплоотвода через радиатор. При превышении внутренним давлением в системе некоторого определенного значения, происходит перетекание избытка охлаждающей жидкости по соединительной (переливной) трубке в расширительный бачок. По мере остывания системы жидкость автоматически возвращается из бачка в радиатор.
Заправка охлаждающей жидкости в систему производится через горловину расширительного бачка (см. Главу Текущий уход и обслуживание), который одновременно выступает также в роли ресивера, аккумулирующего в себе вытесняемый из радиатора избыток жидкости.
Ввиду перечисленных особенностей конструкции, такая система охлаждения получила название замкнутой, поскольку в ней исключены какие-либо функциональные потери рабочего тела.
На некоторых бензиновых моделях, а также на дизельных моделях с двигателем М612 в контур водяного тракта системы охлаждения встроен предварительный электронагреватель, обеспечивающий ускоренный разогрев двигателя в холодную погоду. Питание на нагреватель может подаваться от сети электропитания напряжением 230 или 115 В. Мощность потребления нагревательного элемента составляет 500 Вт.
|
Электронагреватель может быть установлен на соответствующие модели в индивидуальном порядке в качестве элемента дополнительной комплектации.
|
Система отопления и вентиляции
Система отопления состоит из вентиляторов и теплообменников, расположенных в блоках передней и задней частей салона. Горячая охлаждающая жидкость проходит через теплообменники. При перемещении рукоятки управления режимами отопителя, расположенной на панели управления (подробнее см. Часть Устройства обеспечения комфорта), открываются клапаны и горячий воздух начинает поступать в салон автомобиля. Если включить вентилятор отопителя, воздух будет подаваться в салон принудительно.
Наружный воздух перед тем, как попасть в салон, пропускается через специальный фильтр, в котором оседает основная доля частиц пыли. Замена салонного фильтра должна производиться на регулярной основе в соответствии с Графиком текущего обслуживания автомобиля (см. Главу Текущий уход и обслуживание). Нарушение проходимости фильтра приводит с снижению производительности функционирования систем отопления/вентиляции/кондиционирования воздуха.
Распределение потоков воздуха системы вентиляции осуществляется с помощью заслонок. Предусмотрена возможность переключения режимов циркуляции воздуха. Привод заслонок осуществляется посредством сервомоторов.
Система кондиционирования воздуха
См. Раздел Общая информация и меры безопасности.
Спецификации
Система охлаждения
Общие параметры
Тип системы охлаждения
|
Замкнутая, с водяным насосом, термостатом, радиатором, вентилятором (электрическим или с вязкостной муфтой сцепления) и отдельно установленным расширительным бачком
|
Объем охлаждающей жидкости
|
См. Спецификации |
Состав охлаждающей жидкости (доля антифриза в охлаждающей жидкости для обеспечения морозоустойчивости)
|
|
50%
|
|
55%
|
Рабочее давление в системе, атм
|
1.4
|
Термостат
Бензиновые модели
Ход клапана, мм
|
не менее 8
|
Температуры активации клапана, °С
|
|
85 ÷ 89
|
|
102
|
Дизельные модели
Сведения отсутствуют
Крышка тракта системы охлаждения
Давление срабатывания вмонтированного в крышку предохранительного клапана, атм
|
- Крышка код 140
|
|
1.4 + 1
|
|
1.4 – 1
|
- Крышка код 140/200
|
- Первая стадия (температура охлаждающей жидкости 130/134°С)
|
1.4 ± 1
|
- Вторая стадия (температура охлаждающей жидкости 137/143°С)
|
2.0 ± 1
|
Глубина разрежения, приводящая к срабатыванию вакуумного клапана, атм
|
0.1
|
Давление тестирования крышки, атм
|
1.4 (давление должно удерживаться крышкой в течение не менее 2 минут)
|
Система кондиционирования воздуха
Тип хладагента
|
R134a
|
Объем хладагента, г
|
|
1050
|
|
1070
|
Объем компрессорного масла, см3
|
120
|
Тип рефрижераторного масла
|
Синтетическое PAG
|
Количество компрессорного масла, доливаемого при замене конденсатора, см3
|
20
|
Количество компрессорного масла, доливаемого при замене ресивера-осушителя, см3
|
10
|
Количество компрессорного масла, доливаемого при замене рефрижераторной линии, см3
|
10
|
Количество компрессорного масла, доливаемого после внезапного опустошения системы (разрушение соединительного тракта), см3
|
40
|
Усилия затягивания резьбовых соединений, Нм
Система охлаждения
М112/113
Хомуты крепления шлангов охладительного тракта
|
3
|
Болты крепления кожуха термостата (М6)
|
10
|
Штуцерная гайка линии охлаждения ATF на радиаторе
|
20
|
Болт крепления крыльчатки вентилятора к вязкостной муфте
|
10
|
Болт крепления вязкостной муфты к корпусу подшипника (затягивается при помощи специального приспособления)
|
45
|
Винты крепления генератора
|
42
|
Болты крепления демпфера натяжителя ремня привода вспомогательных агрегатов
|
|
25
|
|
35
|
Самонарезные болты крепления водяного насоса к крышке привода ГРМ
|
- М6
|
|
|
14
|
|
10
|
- М8
|
|
|
35
|
|
25
|
Болт крепления шкива водяного насоса
|
10
|
М612
Винты крепления отделочной панели крышки головки цилиндров
|
10
|
Винты крепления отделочной панели воздухораспределителя
|
10
|
Болты крепления кожуха термостата
|
9
|
Штуцерная гайка линии охлаждения ATF на маслоохладителе
|
25
|
Болт крепления крыльчатки вентилятора к вязкостной муфте
|
10
|
Болт крепления вязкостной муфты к корпусу подшипника (затягивается при помощи специального приспособления)
|
45
|
Болт крепления шкива водяного насоса
|
35
|
Болты крепления водяного насоса к крышке привода ГРМ
|
|
14
|
|
20
|
М628
Болты крепления кожуха термостата
|
9
|
Штуцерная гайка линии охлаждения ATF на маслоохладителе
|
25
|
Болты крепления несущей балки радиатора к панели передка
|
19
|
Болт крепления шкива водяного насоса
|
25
|
Болты крепления водяного насоса к картеру двигателя
|
10
|
Болт хомута крепления циркуляционного насоса дополнительного отопителя (STH)
|
4
|
Системы отопления/вентиляции/кондиционирования воздуха
Гайка на расширительном клапане
|
10
|
Болт крепления расширительного клапана к теплообменнику испарителя
|
8
|
Крепление датчика-выключателя давления/ температуры к напорной линии
|
8
|
Болты крепления компрессора
|
|
23
|
|
20
|
Крепление рефрижераторных линий к компрессору
|
|
23
|
|
20
|
Штуцерная гайка крепления рефрижераторной линии к конденсатору
|
33
|
Крепление линий к ресиверу-осушителю
|
17
|
|