| 11.2. Регулировка зазоров в приводе клапановДля компенсации теплового расширения клапана конструктивно задается зазор между
  торцом стержня клапана и кулачком распределительного вала. При увеличенном зазоре
  клапан не будет полностью открываться, при уменьшенном - полностью закрываться.
 Зазор измеряется на холодном двигателе (при  20 °С ) между кулачком распределительного
  вала (кулачок должен быть направлен вверх от толкателя) и регулировочной шайбой
  толкателя клапана.
 Номинальный зазор для впускного клапана составляет (0,2+0,05) мм, для выпускного
  - (0,35+0,05) мм. Зазоры регулируются подбором толщины регулировочных шайб.
  В качестве запасных частей поставляются шайбы толщиной от 3 до 4,5 мм через
  0,05 мм.
 
 
  
    |  | Считая от привода распределительного вала, первый, четвертый, пятый и
        восьмой клапаны – выпускные; второй, третий, шестой и седьмой – впускные. |  Примечания
 Рекомендуется выкрутить свечи зажигания, чтобы легче проворачивать коленчатый
  вал. 
  
    |  | 1 – зубчатое колесо распределительного вала2 – шкив генератора
 3 – шкив коленчатого вала
 
 |  
 
  
    |  | Фиксатор должен быть установлен между распределительным валом и краем
        толкателя.
     |  
 
  
    |  | Для того чтобы легче вынуть регулировочную шайбу, в толкателе проточены
        два паза. Поверните толкатель так, чтобы было удобнее подцепить шайбу.
     |  Толщина новой шайбы рассчитывается по формуле: H = B   A – C , где A – измеренный зазор, мм;
 B – толщина старой шайбы, мм;
 C – номинальный зазор, мм;
 H – толщина новой шайбы, мм.
 
 Пример (для впускного клапана): A = 0,26 мм,
 B = 3,75 мм,
 C = 0,2 мм,
 тогда
 H = 3,75   0,26 – 0,2 = 3,81 (мм).
 
 В пределах допуска зазора +0,05 мм подбираем ближайшую по толщине шайбу (3,8
  мм). 
 Предупреждение  Поворачивайте коленчатый
  вал по часовой стрелке ключом за болт крепления шкива коленчатого вала или за
  болт крепления шкива генератора. Запрещается проворачи-вать коленчатый вал за
  болт крепления шкива распределительного вала.
 
 
  
    | ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 
        
          |  |  |  |  
          | 1. Отверните гайку крепления крышки
            фильтра и снимите шайбу. | 2. Отстегните четыре пружинных зажима. | 3. Снимите крышку воздушного фильтра. |  
          |  |  |  |  
          | 4. Выньте из корпуса фильтрующий
            элемент. | 5. Ослабьте затяжку хомутов и снимите
            шланги с патрубков на крышке клапанов. | 6. Отверните четыре гайки. |  
          |  |  |  |  
          | 7. Снимите со шпилек корпус фильтра
            и шланг забора теплого воздуха от патрубка. Отсоедините шланг от корпуса
            фильтра, предварительно ослабив затяжку хомута. | 8. Отсоедините от шланга пластмассовый
            держатель, ослабьте затяжку хомута и снимите шланг с патрубка на крышке
            клапанов. | 9. Отверните гайку и снимите кронштейн
            троса привода акселератора, оставив его висеть на тросе. Отверните
            две колпачковые гайки. |  
          |  |  |  |  
          | 10. Снимите крышку клапанов. | 11. Удалите масло из верхней части
            головки блока (вокруг толкателей клапанов). Установите приспособление
            для утапливания толкателей на шпильки крепления крышки клапанов и
            закрепите его гайками. | 12. Отверните три болта и снимите
            переднюю крышку привода распределительного вала. |  
          |  |  |  |  
          | 13. Установите поршень первого цилиндра
            в в.м.т. такта сжатия. Для этого поверните коленчатый вал так, чтобы
            метка на шкиве распределительного вала совпала с меткой (усиком) на
            задней крышке привода распределительного вала (см. примечания). Затем
            поверните коленчатый вал еще на 40-50°. При этом кулачки распределительного
            вала повернутся от толкателей. | 14. Измерьте набором щупов зазоры
            у первого, второго, третьего и пятого клапанов. | 15. Если зазор какого-либо клапана
            отличается от номинального, утопите толкатель этого клапана, нажав
            на ручку приспособления. |  
          |  |  |  |  
          | 16. Удерживая толкатель в утопленном
            положении, установите фиксатор (см. примечания). | 17. Отведите приспособление для
            утапливания от толкателя и выньте регулировочную шайбу, подцепив ее
            тонкой отверткой (см. примечания). | 18. Запишите толщину регулировочной
            шайбы, которая нанесена на одной стороне. Если толщина шайбы не видна,
            измерьте ее микрометром. |  
          |  |  |  |  
          | 19. Установите в толкатель новую
            шайбу необходимой толщины (см. примечания). Шайбу установите надписью
            вниз (к толкателю). Утопите толкатель приспособлением и уберите фиксатор. | 20. Для проверки измерьте щупом
            зазор: если он отличается от номинального, повторите регулировку. | 21. Поверните коленчатый вал на
            один оборот (360°) и отрегулируйте зазоры четвертого, шестого, седьмого
            и восьмого клапанов в таком же порядке. Затем залейте масло в верхнюю
            часть головки блока. |  
          | 22. Установите переднюю крышку привода
            распределительного вала, крышку клапанов, воздушный фильтр и вверните
            свечи зажигания. Моменты затяжки см. в приложении
            3. |  |  
 
 |