| 11.8. Блок цилиндров. Осмотр, дефектовка и ремонтПосле разборки тщательно очистите, промойте и просушите все детали.
 Предупреждение  Расточку и хонингование 
  цилиндров обязательно проводите в специализированных мастерских.
 
 Примечание 1 Предусмотрены два ремонтных размера цилиндров.  Первый ремонтный размер: диаметр цилиндров увеличен на 0,4 мм.
 Второй ремонтный размер: диаметр увеличен на 0,8 мм.
 Даже если дефекты обнаружены только в одном цилиндре, необходимо расточить 
  все четыре цилиндра под один ремонтный размер.  Примечание 2 Для измерения цилиндров существует специальный прибор – нутромер. 
   
    | ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 
         
          |  |  |  |   
          | 1. Тщательно очистите с поверхностей 
            блока цилиндров остатки старых уплотнительных прокладок. Внимательно 
            осмотрите блок, особенно в местах отверстий под болты крепления головки 
            блока. Если на блоке появились трещины, его надо заменить. | 2. Проверьте герметичность рубашки 
            охлаждения блока цилиндров. Для этого заглушите отверстие под водяной 
            насос и залейте керосин в рубашку охлаждения. Если заметна течь керосина, 
            значит блок не герметичен и его надо заменить. | 3. Осмотрите цилиндры. Если на зеркале 
            цилиндров есть царапины, задиры, раковины и другие дефекты, расточите 
            цилиндры под ремонтный размер (см. примечание 1) или замените блок 
            цилиндров. При дефектах глубиной более 0,8 мм блок ремонту не подлежит 
            и его надо заменить. Очистите нагар в верхней части цилиндров. Если 
            там образовался поясок вследствии износа цилиндров, снимите его шабером. |   
          |  | 4. Замерьте диаметры цилиндров в 
            двух перпендикулярных плоскостях (вдоль и поперек блока цилиндров) 
            и четырех поясах (см. примечание 2). Если полученный результат хотя 
            бы в одном цилиндре превышает номинальный более чем на 0,15 мм, надо 
            расточить цилиндры под следующий ремонтный размер. |   
          |  | 5. Проверьте зазоры между вкладышами 
            коренных подшипников и шейками коленчатого вала. Номинальный зазор 
            должен быть в пределах 0,026–0,073 мм. Предельно допустимый зазор 
            составляет 0,15 мм. Если полученный результат превышает 0,15 мм, коленчатый 
            вал надо прошлифовать под следующий ремонтный размер и установить 
            вкладыши соответствующего ремонтного размера. |   
          | Завод-изготовитель рекомендует проверять зазоры с помощью пластмассовой 
              калиброванной проволоки следующим образом:1). Тщательно очистите постели и крышки от масляных отложений.
 2). Очистите шейки коленчатого вала и вкладыши подшипников.
 3). Уложите коленчатый вал на постели коренных подшипников 
              с установленными вкладышами.
 4). Положите на шейки коленчатого вала обрезки калиброванной 
              пластмассовой проволоки.
 5). Установите крышки коренных подшипников с установленными 
              в них вкладышами, заверните болты крепления крышек и затяните моментом 
              82 Н·м (8,2 кгс·м), не проворачивая коленчатый вал.
 6). Снимите крышки коренных подшипников. Зазор определяется 
              по степени сплющивания проволоки с помощью шкалы, нанесенной на 
              упаковку проволоки.
 |   
          |  | 6. Тщательно прочистите и промойте 
            маслянные каналы коленчатого вала. Не выпрессовывайте заглушки самостоятельно, 
            при необходимости обратитесь на станцию техобслуживания. |   
          |  | 7. Если на коренных и шатунных шейках 
            есть незначительные задиры, риски, царапины или износ шеек превышает 
            0,03 мм либо овальность шеек больше 0,03 мм, то нужно прошлифовать 
            шейки до ближайшего ремонтного размера. Затем отполируйте шейки и 
            притупите острые кромки фасок масляных каналов абразивным конусом. 
            Промойте коленчатый вал и продуйте сжатым воздухом масляные каналы. 
            Овальность и конусность всех шеек не должна превышать 0,005 мм. После 
            шлифовки шеек установите вкладыши соответствующих ремонтных размеров. 
            Если на коленчатом валу есть трещины, замените его. |   
          |  | 8. Осмотрите вкладыши коренных 
            подшипников. Если на них есть риски, задиры, отслоения, вкрапления 
            твердых частиц и т.п., замените вкладыши. |  |  
 
 |