1. Перед проверкой
шатуны и поршни следует очистить и снять с поршня старые кольца. |
|
2. Осторожно раздвиньте кольцо, сместив на
верхнюю часть поршня. Чтобы при снятии кольцо не попало в пустую канавку,
проложите под кольцо два–три старых щупа. |
3. При снятии колец
не повредите поверхности поршней острыми кромками. Кольца очень хрупкие
и при излишнем разведении в стыке могут сломаться. Кроме того, берегите
пальцы, чтобы не порезаться о кромки кольца. Кольца снимайте только
через верхнюю часть поршня. Если будут устанавливаться старые кольца,
то храните снятые кольца вместе с поршнем, с которого были сняты. |
4. Соскребите нагар с днищ поршней.
После удаления верхнего грубого слоя нагара прочистите днище поршня
проволочной щеткой вручную (или наждачной бумагой на матерчатой основе). |
5. Удалите нагар из канавок поршней
с помощью старого поломанного поршневого кольца. Для этой цели переломите
старое кольцо пополам (остерегаясь при этом острых кромок). Снимайте
только нагар, удалять металл нельзя. При очистке не поцарапайте стенки
канавок. |
6. После удаления нагара промойте
поршень в сборе с шатуном в керосине или в растворителе, тщательно
просушите. Убедитесь в чистоте пазов для стока масла в канавках под
поршневые кольца. |
7. Измерьте микрометром
диаметр поршня перпендикулярно оси поршневого пальца (на заданном
расстоянии от края юбки поршня) и сравните результат со значением,
указанным в подразделе 3.2.1.1).
Размерная группа поршня отштампована на его днище. Если износ поршня
превышает предельно допустимый, то поршень подлежит замене. |
8. Проверьте зазор между
поршневым кольцом и стенкой канавки поршня. Для этого вставьте кольцо
с наружной стороны в соответствующую канавку и щупом измерьте зазор
между верхней поверхностью кольца и стенкой канавки. Если даже при
новом кольце зазор превышает норму, то поршень замените. |
9. Проверьте зазор в стыке поршневых
колец, для чего вставьте кольцо в соответствующий цилиндр и протолкните
днищем поршня, чтобы исключить перекос кольца при измерении. Втолкните
кольцо на такую глубину, на которой край юбки поршня сравняется с
разъемной плоскостью блока цилиндров, после чего достаньте поршень.
Измерьте зазор щупом. Если зазор превышает норму, то замените кольца
и повторите процедуру. Если зазор превышает норму и с новыми кольцами,
то цилиндр следует расточить и отхоннинговать. |
10. Тщательно проверьте наличие
трещин на юбке поршня, на бобышках поршневого пальца и в местах между
канавками поршневых колец. |
11. Проверьте наличие сколов и задиров
на трущемся участке поверхности юбки поршня, следов обгорания по краям
днища. Если наблюдаются сколы и задиры, то это указывает на частый
перегрев двигателя, одной из причин которого может быть ненормальное
сгорание топливной смеси. В этом случае требуется тщательная проверка
систем смазки и охлаждения. Следы оплавления на боковой поверхности
поршня свидетельствуют о прорыве газов из камеры сгорания. Прогорание
днища поршня или обгоревшие участки по краям днища указывают на ненормальную
работу двигателя из-за неправильной установки момента зажигания (слишком
раннее зажигание), или вследствие детонации. Если обнаруживаются указанные
изъяны, то надо найти их причину и устранить, в противном случае проявление
причин такого износа возможно и в дальнейшем. Причинами ненормальной
работы двигателя могут быть подсос воздуха на всасывающем коллекторе,
неправильная установка момента зажигания, отказ системы впрыска топлива. |
12. Коррозия поршня в виде небольших
ямок (питтинга) свидетельствует о проникновении в камеру сгорания
(а также в картер коленвала) охлаждающей жидкости. Здесь опять требуется
найти причину и устранить, в противном случае коррозия проявится на
отремонтированном двигателе. |
13. Тщательно проверьте наличие
таких повреждений на шатунах, как трещины на головках около поршневых
пальцев и в местах установки шатунных подшипников. Проверьте имеется
ли деформация тела шатуна (перекручивание или изгиб). Повреждение
шатунов маловероятно и проявляется только в случаях заклинивания двигателя
или сильного перегрева. Тщательную проверку шатунов можно выполнить
только в мастерской автосервиса дилера, или в специализированной мастерской,
где имеется необходимое оборудование. |
|
14. При необходимости поршень можно снять
с шатуна и собрать с шатуном следующим образом: отверткой с плоским
лезвием снимите стопорные кольца поршневого пальца и вытолкните поршневой
палец, при необходимости уприте поршень и выбейте палец ударами молотка
по перфоратору. При этом не повредите отверстия в поршне и шатуне
под поршневой палец. |
|
15. Извлечение поршневого пальца значительно
облегчается, если поршень предварительно нагреть до температуры 60–70°
С. Окуните поршень в горячую воду, достаньте и выдавите поршневой
палец, при этом соблюдайте осторожность, чтобы избежать ранений. |
16. Нанесите метки на поршень, шатун
и палец, чтобы при впоследствии собрать все детали вместе. Стопорные
кольца замените в обязательном порядке. |
17. Проверьте наличие на поршневом
пальце и отверстии в головке шатуна признаков износа или повреждений.
Если имеется необходимый измерительный инструмент, то можно определить
зазор пальца в поршне и в шатуне с помощью прямых измерений диаметров
пальца и отверстия. |
18. Если втулка головки шатуна и
поршневой палец сильно изношены, или если зазор пальца в головке шатуна
превышает норму, то палец и втулку следует заменить. Замену втулок
головок шатунов надо выполнять в мастерской, поскольку понадобятся
пресс для их извлечения и развертка новых запрессованных втулок. |
19. Если зазор между поршнем и пальцем
значительно превышает норму, то поршень и палец следует заменить в
комплекте. Имейте в виду, что зазор между поршнем и пальцем не играет
столь существенной роли как зазор в головке шатуна, так как палец
закреплен стопорным кольцами. |
20. Шатуны сами по себе замены не
требуют, за исключением случаев заклинивания двигателя, или других
серьезных поломок. Проверьте состояние шатунов осмотром, при обнаружении
деформации шатунов сдайте их в мастерскую автосервиса для проверки
и ремонта опытным специалистом. |
21. Проверьте состояние всех деталей,
при необходимости приобретите новые, обратившись в службу автосервиса
дилера. |
22. Сориентируйте поршень и шатун
так, чтобы метка на части поршня, которая должна быть обращена в сторону
передней части двигателя (в виде стрелки или черты) правильно располагалась
относительно смазочного отверстия в теле шатуна (см. рис. Правильная
взаимная ориентация поршня и шатуна). При правильной взаимной
ориентации метка на поршне должна быть обращена в сторону цепи механизма
газораспределения, а смазочное отверстие в теле шатуна должно быть
обращено в сторону задней части блока цилиндров. |
|
23. Слегка смажьте поршневой палец свежим
маслом для двигателя, вставьте поршневой палец в отверстия в поршне
и в головке шатуна. |
Предупреждение
Для того, чтобы
облегчить установку поршневого пальца, поршень рекомендуется нагреть.
|
24. При необходимости осадите палец
на место легкими ударами молотка по перфоратору, предварительно зафиксировав
поршень. |
|
25. Проверьте свободу вращения пальца в бобышках
поршня, затем установите стопорные кольца. Убедитесь, что стопорные
кольца зашли в канавки рядом с отверстиями под поршневой палец. |