4.4. Дизельные двигатели 16D и 16DА
| Тип двигателя
|
Четырехцилиндровый, четырехтактный двигатель, с одним
распределительным валом верхнего расположения, не прямым впрыском и компрессионным
воспламенением
|
| Маркировка:
|
| – до 1985 г
|
16D
|
| – с 1986 г
|
16DA
|
| Диаметр цилиндра
|
80,00 мм
|
| Ход поршня
|
79,50 мм
|
| Объем
|
1598 см3
|
| Последовательность работы цилиндров
|
1–3–4–2 (цилиндр №1 расположен со стороны шкива)
|
| Степень сжатия
|
23 : 1
|
| Максимальный крутящий момент:
|
| – 16D
|
96 Нм при 2400 об/мин
|
| – 16DA
|
95 Нм при 2400 об/мин
|
Зубчатый ремень
| Натяжение ремня (измерено при помощи инструмента КМ-510-А):
|
| – новый ремень, двигатель разогрет
|
9,0
|
| – новый ремень, двигатель холодный
|
6,5
|
| – использованный ремень, двигатель разогрет
|
8,0
|
| – использованный ремень, двигатель холодный
|
4,0
|
Головка блока цилиндров
| Определение толщины прокладки:
|
| – выступ поршня до 0,75 мм:
|
| толщина
|
1,3 мм
|
| маркировка
|
Нет
|
| – выступ поршня 0,75 – 0,85 мм:
|
| толщина
|
1,4 мм
|
| маркировка
|
Один вырез
|
| – выступ поршня свыше 0,85 мм:
|
| толщина
|
1,5 мм
|
| маркировка
|
Два выреза
|
| Регулировка зазоров клапанов
|
Осуществляется автоматически гидравлическими толкателями
|
| Ширина седла клапана в головке цилиндров:
|
| – впускного
|
1,3 – 2,0 мм
|
| – выпускного
|
1,3 – 2,6 мм
|
| Люфт стержня клапана в направляющей втулке:
|
| – впускного клапана
|
0,015 – 0,047 мм
|
| – выпускного клапана
|
0,030 – 0,062 мм
|
| Углубление головки клапана
|
0,25 – 0,75 мм
|
| Выступ вихревой камеры
|
0,00 – 0,04 мм
|
| Шлифовка сопрягаемой поверхности
|
Максимум 0,025 мм
|
| Высота головки блока цилиндров:
|
| – максимальная
|
106,10 мм
|
| – минимальная
|
105,75 мм
|
| Неплоскостность сопрягаемых поверхностей
|
Максимум 0,15 мм
|
Клапаны
| Длина клапана
|
123,25 мм
|
| Диаметр тарелки клапана:
|
| – впускного
|
36 мм
|
| – выпускного
|
32 мм
|
| Диаметр стержня клапана (номинальный):
|
| – впускного
|
7,970 – 7,985 мм
|
| – выпускного
|
7,955 – 7,970 мм
|
| Внутренний диаметр направляющей втулки клапана (номинальный)
|
8,000 – 8,017 мм
|
| Диаметр стержня клапана после растачивания втулки:
|
| – маркировка 1
|
+0,075 мм
|
| – маркировка 2
|
+0,150 мм
|
| – маркировка А (впускного клапана) или К (выпускного
клапана)
|
+0,250 мм
|
| Угол фаски клапана в головке цилиндров
|
44°
|
Распределительный вал и подшипники
| Диаметр шейки подшипника (номинальный):
|
| – №1
|
42,455 – 42,470 мм
|
| – №2
|
42,705 – 42,720 мм
|
| – №3
|
42,955 – 42,970 мм
|
| – №4
|
43,205 – 43,220 мм
|
| – №5
|
43,455 – 43,470 мм
|
| Диаметр подшипника (номинальный):
|
| – №1
|
42,500 – 42,525 мм
|
| – №2
|
42,750 – 42,775 мм
|
| – №3
|
43,000 – 43,025 мм
|
| – №4
|
43,250 – 43,275 мм
|
| – №5
|
43,500 – 43,525 мм
|
| Диаметры шеек и подшипников после обработки
|
-0,1 мм
|
| Маркировка распределительного вала:
|
| – буквенная
|
В
|
| – цветовая – стандартный вал
|
нет
|
| – цветовая – после обработки
|
фиолетовый
|
| Радиальное биение
|
Максимум 0,03 мм
|
| Осевой люфт
|
0,04 – 0,14 мм
|
| Высота подъема кулачков (впускных и выпускных клапанов)
|
6,12 мм
|
| Овальность и конусность цилиндра
|
0,013 мм максимум
|
Цилиндры
|
Цилиндр
|
Диаметр (± 0,005 мм)
|
Маркировка
|
| Категория 1
|
79,95 мм
|
5
|
|
79,96 мм
|
6
|
|
79,97 мм
|
7
|
| Категория 2
|
79,98 мм
|
8
|
|
79,99 мм
|
99
|
|
80,00 мм
|
00
|
|
80,01 мм
|
01
|
|
80,02 мм
|
02
|
|
80,03 мм
|
03
|
| Категория 3
|
80,04 мм
|
04
|
|
80,05 мм
|
05
|
|
80,06 мм
|
06
|
|
80,07 мм
|
07
|
|
80,08 мм
|
08
|
|
80,09 мм
|
09
|
|
80,10 мм
|
1
|
| Увеличенный размер (на 0,5 мм)
|
80,47 мм
|
7+0,5
|
|
80,48 мм
|
8+0,5
|
|
80,49 мм
|
9+0,5
|
|
80,50 мм
|
0+0,5
|
| Увеличенный размер (на 1,0 мм)
|
80,97 мм
|
7+1,0
|
|
80,98 мм
|
8+1,0
|
|
80,99 мм
|
9+1,0
|
|
81,00 мм
|
0+1,0
|
Поршни
| Производитель
|
Mahle или Alcan
|
| Маркировка производителя:
|
| – Mahle
|
m
|
| – Alcan
|
D
|
| Диаметр:
|
| – Mahle
|
на 0,030 мм меньше, чем диаметр цилиндра
|
| – Alcan
|
на 0,020 мм меньше, чем диаметр цилиндра
|
Маркировка по категориям соответствует маркировке цилиндров.
Выступ поршня в верхней мертвой точке (используется для определения толщины
прокладки головки блока цилиндров)
|
0,65 – 0,95 мм
|
| Монтажный зазор:
|
| – Mahle
|
0,020 – 0,040 мм
|
| – Alcan
|
0,015 – 0,035 мм
|
Поршневые кольца
| Толщина:
|
| – компрессионные кольца
|
1,978 – 1,990 мм
|
| – маслосъемное кольцо
|
2,975 – 3,010 мм
|
| Зазор в замке колец
|
0,2 – 0,4 мм
|
| Зазор между поршневым кольцом и боковой поверхностью канавки
кольца
|
Не определен
|
| Смещение замков поршневых колец относительно друг друга
|
180°
|
Поршневые пальцы
| Длина
|
64,7 – 65,0 мм
|
| Диаметр
|
25,995 – 26,000 мм
|
| Зазор:
|
| – между поршневым пальцем и поршнем
|
0,007 – 0,011 мм
|
| – между поршневым пальцем и шатуном
|
0,014 – 0,025 мм
|
Шатуны
| Разница между соседними шатунами в весе
|
4 г
|
| Маркировка по весу:
|
| – 785 г
|
Черный/ 1
|
| – 789 г
|
Голубой/ 2
|
| – 793 г
|
Зеленый/ 3
|
| – 797 г
|
Желтый/ 4
|
| – 807 г
|
Белый/ 5
|
| – 805 г
|
Серый/ 6
|
| Люфт на коленчатом валу
|
0,07 – 0,24 мм
|
Коленчатый вал и подшипники
| Диаметр шейки коренного подшипника:
|
| – номинальный
|
57,982 – 57,995 мм
|
| – уменьшенный размер (на 0,25)
|
57,732 – 57,745 мм
|
| – уменьшенный размер (на 0,50)
|
57,482 – 57,495 мм
|
| Диаметр шейки шатунного подшипника:
|
| – номинальный
|
48,971 – 48,987 мм
|
| – уменьшенный размер (на 0,25)
|
48,721 – 48,737 мм
|
| – уменьшенный размер (на 0,50)
|
48,471 – 48,487 мм
|
| Овальность и конусность подшипников коленчатого вала
|
Максимум 0,004 мм
|
| Биение вала
|
Максимум 0,03 мм
|
| Люфт
|
0,07 – 0,30 мм
|
| Рабочий зазор коренного подшипника
|
0,015 – 0,040 мм
|
| Рабочий зазор шатунного подшипника
|
0,019 – 0,063 мм
|
Маркировка вкладышей подшипников
|
Вкладыши
|
Цвет
|
Маркировка
|
| Стандартный размер:
|
| – верхние вкладыши коренных подшипников, кроме
среднего
|
Коричневый
|
413N или 403N
|
| – верхний средний вкладыш коренного подшипника
|
Коричневый
|
400N или 410N
|
| – нижние вкладыши коренных подшипников, кроме
среднего
|
Зеленый
|
414N или 404N
|
| – нижний средний вкладыш коренного подшипника
|
Зеленый
|
401N или 411N
|
| – вкладыши шатунного подшипника
|
Нет
|
419N
|
| Уменьшенный размер (0,25):
|
| – верхние вкладыши коренных подшипников, кроме
среднего
|
Коричневый-голубой
|
415А или 405А
|
| – верхний средний вкладыш коренного подшипника
|
Коричневый-голубой
|
402А или 412А
|
| – нижние вкладыши коренных подшипников, кроме
среднего
|
Зеленый-голубой
|
416А или 406А
|
| – нижний средний вкладыш коренного подшипника
|
Зеленый-голубой
|
403А или 413А
|
| – вкладыши шатунного подшипника
|
Голубой
|
420А
|
| Уменьшенный размер (0,50):
|
| – верхние вкладыши коренных подшипников, кроме
среднего
|
Коричневый-белый
|
236В или 407
|
| – верхний средний вкладыш коренного подшипника
|
Коричневый-белый
|
238В или 414В
|
| – нижние вкладыши коренных подшипников, кроме
среднего
|
Зеленый-белый
|
237В или 408
|
| – нижний средний вкладыш коренного подшипника
|
Зеленый-белый
|
239В или 415В
|
| – владыши шатунного подшипника
|
Белый
|
421В
|
Маховик
| Биение
|
Максимум 0,5 мм
|
| Максимальный износ фрикционной поверхности
|
Максимум 0,3 мм
|
Система смазки
| Тип системы
|
Масляный поддон, подача под давлением, полнопоточный
фильтр
|
| Фильтр
|
Champion G105
|
| Давление масла (двигатель разогрет и работает на холостом
ходу)
|
1,5 бар
|
| Зазоры масляного насоса:
|
| – зазор между зубьями шестерен
|
0,1 – 0,2 мм
|
| – зазор между внешней шестерней и кожухом насоса
|
0,03 – 0,10 мм
|
| – зазор между плоскостью шестерен и плоскостью
насоса
|
0,03 – 0,10 мм
|
Водяной насос
| Тип
|
Центробежный насос
|
| Привод
|
От коленчатого вала клинообразным ремнем
|
Термостат
| Температура начала открытия
|
91° С
|
| Температура полного открытия
|
106° С
|
| Маркировка
|
91
|
Моменты затягивания
| Двигатель 16D
|
| Болты крепления шкива коленчатого вала
|
20
|
| Центральный болт шкива коленчатого вала
|
155
|
| Болты, крепящие стартер к блоку цилиндров двигателя
|
45
|
| Болты, крепящие стартер к блоку цилиндров двигателя
|
45
|
| Болт шкива распределительного вала:
|
| – ступень 1
|
75
|
| – ступень 2
|
Довернуть на угол 30°
|
| Болты крышек коренных подшипников
|
80
|
| Болты крышек шатунных подшипников
|
50
|
| Заглушка редукционного клапана масляного насоса
|
30
|
| Болты масляного поддона
|
5
|
| Болты головки
блока цилиндров:*
|
| – ступень 1
|
25
|
| – ступень 2
|
Довернуть на угол 90°
|
| – ступень 3
|
Довернуть на угол 90°
|
| – ступень 4
|
Довернуть на угол 45°
|
| – ступень 5
|
Довернуть на угол 30°
|
| – ступень 6
|
Довернуть на угол 45°
|
| Болты, крепящие вакуумный насос к крышке головки блока цилиндров
|
28
|
| Выключатель контрольной лампы давления масла
|
30
|
| Болты, крепящие маслоотделитель системы вентиляции картера
двигателя
|
15
|
| Болты кронштейна правой опоры двигателя
|
50
|
| Болты остальных опор двигателя
|
40
|
| Маслосливная пробка
|
45
|
| Болты водяного насоса
|
25
|
| Болты, крепящие кожух термостата к головке блока цилиндров
|
15
|
| Болты, крепящие датчик температуры охлаждающей жидкости к
кожуху термостата
|
8
|
| Двигатели 16DA
|
| Центральный болт шкива коленчатого вала:*
|
| – ступень 1
|
130
|
| – ступень 2
|
Довернуть на угол 45°
|
| Болты крепления маховика:*
|
| – ступень 1
|
50
|
| – ступень 2
|
Довернуть на угол 30°
|
| Болты крышек коренных подшипников:*
|
| – ступень 1
|
50
|
| – ступень 2
|
Довернуть на угол 45°
|
| Болты крышек шатунных подшипников:*
|
| – ступень 1
|
35
|
| – ступень 2
|
Довернуть на угол 30°
|
| Болты головки блока цилиндров:*
|
| – ступень 1
|
25 Нм
|
| – ступень 2
|
Довернуть на угол 90°
|
| – ступень 3
|
Довернуть на угол 90°
|
| – ступень 4
|
Довернуть на угол 45°
|
| – ступень 5
|
Довернуть на угол 30°
|
| – ступень 6
|
Довернуть на угол 45°
|
| Свечи накаливания
|
20
|
* При установке необходимо использовать новые болты.
|