3.8. Обслуживание системы охлаждения (опорожнение, промывка и заправка)
 
 | 
  Не допускайте попадания 
        антифриза на открытые участки тела и окрашенные поверхности автомобиля. 
        Случайные брызги без промедления смывайте обильным количеством воды. Помните, 
        что антифриз является в высшей степени токсичной жидкостью и попадание 
        его внутрь организма даже в небольших количествах чревато самыми серьезными 
        последствиями (вплоть до летального исхода). 
         Никогда не оставляйте антифриз хранящимся в неплотно закрытой таре и без 
        промедления собирайте пролитую на пол охлаждающую жидкость. Помните, что 
        сладковатый запах антифриза может привлечь к себе внимание детей и животных. 
        
         О способах утилизациях отработанной охлаждающей жидкости проконсультируйтесь 
        с местными властями. Во многих регионах мира обустроены специальные пункты 
        по приему различного рода отработок. Ни в коем случае не сливайте старую 
        охлаждающую жидкость в канализацию и на землю!
  | 
 
 
 
 
 | 
  В последнее время были 
        разработаны нетоксичные сорта антифриза, однако они также требуют осторожности 
        в обращении.
  | 
 
 
  Проверка состояния компонентов
 
| 
 | 
 
- Широкий спектр отказов двигателя связан с нарушением функционирования 
                системы охлаждения. На моделях, оборудованных АТ, данная система 
                обеспечивает также охлаждение ATF, поддерживая тем самым наиболее 
                благоприятные условия для работы трансмиссии. 
 
-                 Проверка состояния компонентов системы охлаждения должна производиться 
                после полного остывания силового агрегата (не менее чем через 
                три часа после остановки двигателя). 
 
-  Снимите крышку с расширительного бачка. Находящаяся в системе 
                охлаждающая жидкость должна быть относительно прозрачной. Если 
                жидкость окрашена в цвет ржавчины, система должна быть промыта 
                и заправлена свежей смесью (см. ниже). Если уровень жидкости не 
                доходит до верха, долейте в расширительный бачок еще немного смеси 
                требуемого состава (см. 
Проверка уровней жидкостей). 
              
 
-  Внимательно осмотрите верхний и нижний радиаторные шланги вместе 
                со шлангами системы отопления салона, имеющими меньший диаметр 
                и расположенными между силовым агрегатом и переборкой двигательного 
                отсека. Проверяйте шланги по всей их длине и в случае выявления 
                трещин, вздутий и признаков старения материала производите замену 
                дефектных компонентов. Мелкие трещины обычно проще разглядеть 
                при сжимании шланга. 
 
 
 | 
 
- Проверяйте шланги на наличие протертых участков.
 
 
 | 
 
 | 
 
- Размягчение резины свидетельствует о начале разрушения ее в 
                результате старения.
 
 
 | 
 
 | 
 
- Слишком тугое затягивание хомута с целью более надежной фиксации 
                на штуцере/ патрубке отвердевшего шланга не способствует прекращению 
                утечки, а лишь приводит к разрушению материала шланга.
 
 
 | 
 
 | 
 
- Проверяйте все шланги на наличие вздутий и следов просачивания 
                масла на торцах. Трещины и мелкие разломы в резине легче выявляются 
                при сжимании шланга.
 
 
 | 
 
 | 
 
 
 | 
 Составители 
                    настоящего Руководства рекомендуют производить замену шлангов 
                    приблизительно раз в два года вне зависимости от их состояния.
  | 
 
 
 | 
 
- Проверьте надежность крепления всех шлангов на своих штуцерах/ 
                патрубках. Утечки охлаждающей жидкости обычно проявляются в виде 
                потеков ржавого или белого цвета на окружающих их источник поверхностях. 
                Если шланги закреплены на штуцерах/ патрубках хомутами скручиваемого 
                типа, последние разумно будет заменить более надежными червячными 
                или винтовыми. 
 
-  Продув сжатым воздухом, либо при помощи мягкой кисточки, удалите 
                из зазоров между пластинами теплообменника радиатора старые листья, 
                останки насекомых и прочий мусор. Постарайтесь не повредить мягкие 
                пластины теплообменника и не порезать об их острые края пальцы. 
              
 
-  Регулярно, в соответствии с графиком текущего обслуживания 
                автомобиля (см. 
График текущего обслуживания), 
                система охлаждения должна опорожняться, промываться и заполняться 
                свежей смесью антифриза с водой. Такого рода обслуживание позволяет 
                предотвратить развитие коррозии внутри охладительного тракта и 
                в значительной мере повышает эффективность функционирования системы. 
              
 
-  Не забывайте о мерах предосторожности, которые должны соблюдаться 
                при обслуживании системы охлаждения (см. предупреждение выше).
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 Опорожнение
 
| 
 | 
 
-  Взведите стояночный тормоз и подоприте колеса противооткатными 
                башмаками. В случае необходимости снимите защиту картера. К непосредственному 
                выполнению процедур обслуживания следует приступать лишь после 
                полного остывания двигателя, т.е. спустя не менее нескольких часов 
                после завершения поездки. 
 
-  Дождавшись окончательного остывания двигателя, включите зажигание, 
                включите отопитель сальна на максимальную производительность, 
                затем вновь поверните ключ в положение OFF.
 
 
 | 
 
- Снимите крышку с заливной горловины радиатора. 
 
 
 | 
 
 | 
 
 
 | 
 Если двигатель 
                    еще не полностью остыл, оберните крышку ветошью с целью устранения 
                    риска ошпаривания!
  | 
 
 
 | 
 
- 
Для выпуска охлаждающей жидкости из радиатора снимите пробку 
                  сливного вентиля в правой нижней части радиаторной сборки. Если 
                  пробка «прикипела», либо вообще не предусмотрена, отсоедините 
                  от радиатора нижний шланг и слейте жидкость через него.
 
 
 
 | 
 
 | 
 
-  Снимите сливные пробки блока двигателя. 
                
 
 
 | 
A.
 
 
             B.
 
 | 
 
- 
С целью обеспечения свободы вытекания жидкости ослабьте пробку 
                  выпуска воздушных пробок.
 
 
 
 | 
 
 | 
 
 
 | 
  Охлаждающую 
                    жидкость следует спускать в сливную емкость соответствующего 
                    объема, которую необходимо приготовить заранее. Постарайтесь 
                    не допустить попадания антифриза в глаза и на открытые участки 
                    кожи.
  | 
 
 
 | 
 
- В случае необходимости, пока жидкость сливается из блока, отсоедините 
                шланг от расширительного бачка и снимите последний. Промойте бачок 
                чистой водой (в случае необходимости с мылом). Очистите уровневые 
                метки на стенках бачка. 
 
-  Проверьте состояние радиаторных шлангов и шлангов системы отопления, 
                а также хомутов их крепления на штуцерах и патрубках (см. выше), 
                замените вышедшие из строя компоненты.
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
  Промывка
 
| 
 | 
 
-  Для промывки системы охлаждения подайте в радиатор чистую воду 
                из садового шланга. 
 
-  Как только из сливных вентилей начнет вытекать чистая, свободная 
                от продуктов коррозии вода, прекратите промывку и прочно затяните 
                пробки сливных вентилей. 
 
-  В случаях особо сильного загрязнения или нарушения проходимости 
                радиатора снимите последний и произведите его обратнопоточную 
                промывку, заправив садовый шланг в нижний патрубок, — если добиться 
                положительного результата не удается, доставьте радиатор в мастерскую 
                автосервиса для проведения необходимого восстановительного ремонта. 
              
 
-  Продукты коррозии и плотные отложения удаляются из тракта системы 
                охлаждения путем химической обработки, — следуйте инструкциям 
                изготовителей приобретенного Вами чистящего средства. 
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 
 
 | 
 При регулярном выполнении 
        процедур промывки системы и замены охлаждающей жидкости необходимость 
        в проведении химобработки тракта возникать не должна.
  | 
 
 
  Заправка
 
| 
 | 
 
-  Проверьте исправность состояния и надежность крепления всех 
                шлангов охладительного тракта. Замените дефектные компоненты, 
                подтяните хомуты.
 
-  Начинайте медленно заливать свежую смесь антифриза с водой 
                в горловину радиатора. Продолжайте заправку до тех пор, пока уровень 
                жидкости в бачке не поднимется до отметки МАХ на полупрозрачном 
                корпусе последнего.
 
-  Установите на место крышку радиатора и затяните пробку выпуска 
                воздушных пробок на верхнем шланге отопительного тракта.
 
-  Запустите двигатель и дайте ему прогреться до нормальной рабочей 
                температуры, затем, погоняйте его на холостых оборотах порядка 
                2-3 минут, — по измерителю на приборном щитка проследите, чтобы 
                двигатель не перегревался. Заглушите и дождитесь полного остывания. 
              
 
-  Осмотрите компоненты системы охлаждения на наличие признаков 
                развития утечек, затем проверьте уровень охлаждающей жидкости 
                в расширительном бачке, в случае необходимости произведите соответствующую 
                корректировку. 
 
-  Переведите рукоятки выбора температуры подаваемого воздуха 
                и выбора скоростного режима вентилятора на максимальную производительность. 
              
 
-  Запустите двигатель, прогрейте его до нормальной рабочей температуры.
 
-  В заключение произведите еще одну контрольную проверку уровня 
                жидкости (см. 
Проверка уровней жидкостей).
 
 
 | 
 
 
 | 
 
 
 
		 
	 |