| 4.5.7. Разборка и сборка блока цилиндров, обслуживание компонентов
|   | Демонтаж и установка коленчатого вала и шатунно-поршневых сборок может быть произведен без снятия двигателя с автомобиля.
 |  Разборка
 
Конструкция блока цилиндров
 
 Обслуживание
 
|  |  
| 
| 
Внимательно изучите состояние литья блока. Проверьте каждый цилиндр на наличие трещин, задиров и прочих механических повреждений.
                
            
 
 
|   | Восстановление плоскостности сопрягаемой поверхности блока путем ее механической обработки ни в коем случае не допустимо!
 |  
Задиры зеркал цилиндры могут быть проточены до соответствующего ремонтного размера, в случае если такая обработка не представляется возможной, замените блок.
 
|   | 
Измерьте диаметр каждого из цилиндров на трех уровнях и двух направлениях, что позволит выявить такие дефекты, как конусность и овальность. Результаты запишите. Путем вычитания из максимального результата минимального определите степень износа цилиндра и, если она превышает предельное допустимое значение (см. 
Спецификации Главы Двигатель), цилиндры следует расточить до ближайшего ремонтного размера. В заключение зеркала цилиндров должны быть отхонингованы, - действуйте в соответствии с инструкциями, прилагаемыми к специальным хонинговочным наборам.
 |  
Специальным зенкером удалите ступенчатый износ цилиндров, оставляемый верхним компрессионным кольцом в конце хода поршней.
Снимите стопорные кольца, извлеките поршневые пальцы и произведите демонтаж поршней с шатунов.
Изучите состояние поршней, в случае выявления трещин, задиров и прочих механических повреждений приготовьте замену.
Измерьте диаметр каждого поршня в направлении, перпендикулярном оси поршневого пальца, и на удалении в 19 мм от нижнего среза юбки. Путем сравнения результата измерения с величиной диаметра соответствующего цилиндра определите величину посадочного люфта. Если люфт превышает предельное допустимое значение, замените поршень, проточив цилиндр до ближайшего ремонтного размера.
 
 
|   | Одновременно с поршнем следует заменять также поршневые кольца (на соответствующие ремонтного размера, - см. 
Спецификации Главы Двигатель).
 |  
Проверьте поршневые кольца на наличие признаков чрезмерного износа, трещин, сколов и прочих механических повреждений. В случае необходимости произведите замену.
 
|   | 
Поочередно заправляя поршневые кольца в цилиндр и проталкивая их днищем поршня в нижнюю часть последнего (положение НМТ поршня), замерьте величины зазоров в замках колец. Сравните результаты измерений с требованиями 
Спецификаций Главы Двигатель, в случае необходимости расточите замки, либо замените кольца.
 |  
Измерьте величину люфта посадки колец в канавках поршней, в случае необходимости замените кольца/поршень.
 
 
|   |  Измерение следует производить в нескольких точках периметра канавки. С этого момента кольца должны оставаться «привязанными» к своим поршням/цилиндрам.
 |  
 
|   | 
На специальном стенде поверьте шатуны на наличие признаков изгиба и скручивания. При превышении результатами измерений предельных допустимых значений замените дефектные компоненты.
 |  
Путем измерения соответствующих диаметров поршневых пальцев и втулок верхних головок шатунов определите люфты посадки пальцев во втулках. При превышении результатами вычислений предельного допустимого значения произведите замену изношенных втулок.
Выжимание втулки производится при помощи оправки диаметром 27 ÷ 27.5 мм.
Перед запрессовкой смажьте новую втулку и шатун чистым двигательным маслом. Проследите за правильностью совмещения смазочных отверстий. После запрессовки разработайте втулку разверткой до номинального значения внутреннего диаметра.
 
Внимательно изучите состояние коленчатого вала. Проверьте его корневые и шатунные шейки на наличие задиров, следов перегрева и прочих механических повреждений. Удостоверьтесь в отсутствии нарушений проходимости масляных отверстий.
 
|   | 
Уложив вал в призмы, проверьте его на наличие изгиба при помощи измерителя DTI.
 |  
Измерьте диаметры шеек, оцените величины их конусности и овальности. Если износ шеек превышает предельное допустимое значение, проточите их под ближайший ремонтный размер (не забудьте подобрать соответствующего размера ремонтные вкладыши), либо замените вал.
 
|   | Ни в коем случае не срезайте скругления шеек 
(см. 
иллюстрацию), - минимальный допустимый радиус скругления составляет 2.6 ÷ 3 мм.
 |  
 
|   | 
Изучите состояние вкладышей подшипников. В случае выявления дефектов приготовьте сменный комплект. Разложите вкладыши в порядке установки их на двигатель.
 |  |  |  Сборка
 
|  |  
| 
| 
Перед началом сборки удостоверьтесь в абсолютности чистоты всех компонентов.
                 
            
 
|   | 
Разогрейте поршень до температуры 50 ÷ 70 °С. Смажьте шатунную втулку и отверстия в приливах поршня чистым маслом, затем заправьте в поршень одно из стопорных колец. Заведите шатун в поршень и зафиксируйте его поршневым пальцем и установите второе стопорное кольцо, - проследите за правильностью расположения друг относительно друга масляного отверстия на шатуне и метки «F» на поршне. Действуя в аналогичной манере, смонтируйте все шатунно-поршневые сборки.
 |  
Посадите на поршни подобранные ранее поршневые кольца: сначала в нижнюю канавку поршня устанавливается расширитель маслосъемного кольца, затем заводятся его рабочие секции. Далее, в оставшиеся канавки заправляются нижнее и верхнее компрессионные кольца (не перепутайте кольца - они различаются по форме сечения), - проследите за правильностью размещения колец.
 
 
|   | Кольца следует устанавливать помеченной литерой «Y» стороной вверх.
 |  
Разверните посаженные на поршни кольца замками в указанных направлениях.
 
Аккуратно заправьте шатунно-поршневые сборки в свои цилиндры: стенки поршней и зеркала цилиндров перед установкой следует смазать чистым двигательным маслом, поршневые кольца обжать специальной оправкой; проталкивание поршней в цилиндры лучше всего производить рукояткой молотка. Проследите, чтобы поршни были установлены метками в виде литер «F» вперед по двигателю.
 
|   | При возникновении сопротивления следует немедленно прекратить проталкивание поршня, извлечь сборку и удостовериться в полноте удаления ступенчатого износа в верхней части цилиндра!
 |  
Посадите в блок цилиндров маслораспылители и затяните болты их крепления с требуемым усилием 
(12 ÷ 18 Нм).
Тщательно протрите шейки коленчатого вала, спинки вкладышей коренных подшипников и их постели в блоке, полностью удалив с них следы масла. Вложите вкладыши и установите вал.
Еще раз протрите коренные шейки вала, уложите вдоль них калиброванную пластмассовую проволоку из набора Plastigage для определения рабочих зазоров в подшипниках скольжения.
 
|   | Следите, чтобы проволока не укладывалась поверх масляных отверстий шеек!
 |  
Протрите спинки вкладышей подшипников и их постели в крышках, затем установите последние, проследив за правильностью размещения и, действуя строго в определенном порядке, затяните болты их крепления с требуемым усилием.
 
|   | 
Отпустите крепеж, снимите крышки и, измеряя ширину расплющенной проволоки по шкале, нанесенной на упаковку набора Plastigage, определите величины зазоров в коренных подшипниках.
 |  
 
|   | В ходе проверки не проворачивайте коленчатый вал! Если результат измерения превышает предельное допустимое значение, произведите подбор новых вкладышей, в случае необходимости проточите вал до ремонтного размера и установите ремонтные же вкладыши.
 |  
 
|   | 
Закончив проверку, смажьте рабочие поверхности подобранных вкладышей и коренные шейки вала чистым двигательным маслом, уложите вал в блок. Вложите в сборку центрального коренного подшипника упорные полукольца рабочими поверхностями к щекам кривошипов вала.
 |  
Установите крышки коренных подшипников, толкните вал вперед до упора, затем верните его назад и затяните болты крепления крышек с требуемым усилием.
 
|   | 
Проверьте величину осевого люфта коленчатого вала и свободу его проворачивания. Сравните результат измерения с требованиями 
Спецификаций Главы Двигатель, в случае необходимости подберите новые упорные полукольца. 
 |  
 
|   | Замену передних полуколец следует производить лишь в том случае, если подбором задних исправить ситуацию не удается.
 |  
 
|   | 
При помощи подходящей оправки, посадите на заднюю цапфу вала направляющий подшипник, - не забудьте предварительно смазать подшипник и цапфу двигательным маслом. После установки набейте подшипник консистентной смазкой.
 |  
Посадив нижние головки шатунов на шатунные шейки вала, произведите замер рабочих зазоров в шатунных подшипниках, - действуйте в манере, аналогичной описанной выше для коренных подшипников. Помните, что вкладыши подшипников при проверке должны устанавливаться на сухую, проследите за правильностью расположения крышек.
 
|   | 
При помощи щупа лезвийного типа произведите замер величин осевых люфтов шатунов. Сравните результаты измерений с требованиями 
Спецификаций Главы Двигатель, в случае необходимости замените соответствующие шатуны.
 |  
Окончательно установите шатунные крышки (смазав рабочие поверхности подшипников маслом), - проследите за правильностью совмещения посадочных меток и затяните болты их крепления с требуемым усилием.
 
|   | Резьбовые части болтов и гаек перед затягиванием также следует смазать чистым двигательным маслом.
 |  
Дальнейшую установку производите в порядке, обратном порядку демонтажа компонентов.
 |  |  
 
 |