| 2.2.20. Снятие и установка поршней, поршневых колец и шатунов
|  | Рис. 2.126. Поршни, поршневые кольца и шатуны: 1 – верхнее кольцо; 2 – 2-ое кольцо; 3 – маслосъемное кольцо; 4 – поршень; 5 – шатун (А); 6 – крышка шатунного подшипника; 7 – шатунный подшипник (В); 8 – поршневой палец; 9 – стопорное кольцо поршневого пальца; 10 – глухая гайка подшипника  
 | 
 Момент затяжки Нанесите моторное масло на поверхности трения каждой детали. «A»: Нанесите моторное масло на поверхности трения, кроме внутренней поверхности головки шатуна и болтов. Проверьте диаметр болта шатуна при повторном использовании.  «B»: Стрелка на крышке должна быть обращена в сторону шкива коленчатого вала. 
 Снятие Снимите силовой агрегат с автомобиля. Снимите головку блока цилиндров. Нанесите метки (№ цилиндра) на всех поршнях, шатунах и крышках шатунов, используя серебряный карандаш или быстросохнущую краску. Снимите крышки шатунов. Наденьте направляющие шланги 1 на резьбовые части болтов шатунов. Это предотвратит повреждение шатунных шеек коленвала и резьбу болтов при снятии шатунов. 
 
 Удалите нагар со стенок верхней части цилиндров перед извлечением поршней из цилиндров. Выньте поршни с шатунами через верхние части цилиндров. 
 Установка Нанесите моторное масло на поршни, кольца, стенки цилиндров, шатунные подшипники и шатунные шейки. 
 
| ПРИМЕЧАНИЕ Проверьте деформацию шатунных болтов.  | 
 
| ПРИМЕЧАНИЕ Не наносите масло между шатуном и подшипником (вкладышем) или между шатунной крышкой и подшипником (вкладышем). | 
 Установите направляющие шланги 1 на шатунные болты. Шланги предохраняют шатунные шейки коленчатого вала и резьбу болтов от повреждений при установке шатунов в сборе с поршнями. 
 
 При установке поршня с шатуном в цилиндр, ориентируйте поршень с шатуном так, чтобы передняя метка 1 на днище поршня была обращена в сторону шкива коленчатого вала. 
 
|  | Рис. 2.129. Передняя метка 1 на днище поршня должна быть обращена в сторону шкива коленчатого вала: A – сторона шкива коленчатого вала; B – сторона маховика 
 | 
 
 
 Установите поршень с шатуном в сборе в цилиндр. Используйте специальный инструмент (приспособление для сжатия поршневых колец), чтобы сжать кольца. Установите шатун на шейку коленчатого вала. Ручкой молотка утопите поршень в цилиндр. Удерживайте приспособление для сжатия поршневых колец неподвижно относительно блока цилиндров до тех пор, пока все поршневые кольца не войдут в цилиндр. 
 
 Установите крышку шатуна 1 следующим образом. Метка (стрелка) 2 на крышке должна быть обращена в сторону шкива коленчатого вала. Затяните глухую гайку крепления крышки шатуна следующим образом. I. Затяните все гайки моментом 15 Н·м. II. Дополнительно затяните их еще на 45°. III. Повторите операцию II еще раз. Момент затяжки гайки крышки шатуна (a): 15 Н·м, доверните на 45° и 45°. Установка производится в порядке, обратном снятию. 
 
 |