2.1.4. Кривошипно-шатунный механизм
Поршни
Поршень из алюминиевого сплава с плоским днищем.
На днище поршня указаны метка диаметра поршня и стрелка для ориентировки
поршня при его установке в цилиндр, которая должна быть направлена в сторону
привода распределительного вала. По массе поршни одного двигателя не должны
отличаться друг от друга более чем на 4,9 г.
Характеристика
|
Значение
|
Зазор между поршнем и цилиндром, мм
|
номинальный
|
|
0,016—0,040
|
|
0,025—0,035
|
предельно допустимый в эксплуатации
|
0,10
|
Диаметр поршней *
Параметр, мм
|
Модель двигателя
|
М 115.938
|
М 102.920, М 102.939
|
М 102.980, М 102.982
|
М 115.954
|
номинальный
|
|
86,98
|
88,968—88,982
|
95,468—95,482
|
93,73
|
|
—
|
88,978—88,992
|
95,478—95,492
|
—
|
|
—
|
88,988—89,002
|
95,488—95,502
|
|
1-й ремонтный размер
|
|
87,48
|
89,468—89,482
|
95,968—95,982
|
94,13
|
|
—
|
89,478—89,492
|
95,978—95,992
|
—
|
|
—
|
89,488—89,502
|
96,988—96,002
|
—
|
2-й ремонтный размер
|
|
87,98
|
89,968—89,982
|
96,468—96,482
|
94,53
|
|
—
|
89,978—89,992
|
96,478—96,492
|
—
|
|
—
|
89,988—90,002
|
96,488—96,502
|
—
|
3-й ремонтный размер
|
|
88,48
|
—
|
—
|
—
|
Параметр, мм
|
М 123.920, М 123.921
|
М 110.923
|
М 110.984, М 110.988
|
|
номинальный
|
|
85,98
|
85,98
|
|
|
—
|
—
|
|
|
—
|
—
|
|
1-й ремонтный размер
|
|
86,48
|
86,48
|
|
|
—
|
—
|
|
|
—
|
—
|
|
2-й ремонтный размер
|
|
86,98
|
86,98
|
|
|
—
|
—
|
|
|
—
|
—
|
|
3-й ремонтный размер
|
|
—
|
—
|
|
*Разница величин обусловлена модельным годом выпуска.
Поршневые пальцы
Поршневой палец стальной, шлифованный, плавающий. От осевого смещения палец
удерживается стопорными кольцами.
Характеристики поршневых пальцев
Параметр, мм
|
Модель двигателя
|
М 102.920, М 102.939
|
М 102.980, М 102.982
|
Диаметр
|
|
23,995—24,000
|
|
15,5
|
Длина
|
—
|
Зазор между пальцем и втулкой верхней головки шатуна
|
0,007—0,02
|
Зазор между пальцем и бобышкой поршня
|
0,002—0,012
|
Поршневые кольца
На наружной поверхности поршня проточено три канавки для установки колец.
Положение при сборке: метка «Тор» должна быть направлена вверх. На двигателях
М 102 могут быть установлены поршневые кольца фирмы «Goёtze» или TRW.
Особенности конструкции поршневых колец фирмы «Goёtze»
Верхнее компрессионное кольцо цилиндрическое, с фаской на внутренней поверхности,
с пористым хромированием наружной поверхности. Нижнее компрессионное кольцо
конусное, с буртиком. Маслосъемное кольцо с двумя фасками, разжимной витой пружиной
и хромированной наружной поверхностью.
Особенности конструкции поршневых колец фирмы TRW
Верхнее компрессионное кольцо цилиндрическое, с фаской на внутренней поверхности,
с хромированной шлифованной бочкообразной наружной поверхностью. Нижнее компрессионное
кольцо конусное, с буртиком и бочкообразной хромированной наружной поверхностью.
Маслосъемное кольцо с двумя фасками, с разжимной витой пружиной и хромированной
наружной поверхностью.
Характеристика поршневых колец
Параметр, мм
|
Модель двигателя
|
М 115.938
|
М 102.920, М 102.939
|
М 102.980, М 102.982
|
М 115.954
|
Зазор по высоте
|
верхнее компрессионное кольцо
|
0,05—0,08
|
0,05—0,085
|
0,050—0,085
|
нижнее компрессионное кольцо
|
0,03—0,06
|
0,01—0,03
|
0,03—0,06
|
маслосъемное кольцо
|
0,01—0,04
|
0,01—0,045
|
0,01—0,04
|
Предельный зазор по высоте в эксплуатации
|
верхнее компрессионное кольцо
|
0,15
|
нижнее компрессионное кольцо
|
0,10
|
маслосъемное кольцо
|
0,16
|
0,10
|
0,16
|
Зазор в замке
|
верхнее компрессионное кольцо
|
0,30—0,55
|
нижнее компрессионное кольцо
|
0,25—0,45
|
маслосъемное кольцо
|
0,25—0,50
|
Предельный зазор в замке в эксплуатации
|
верхнее компрессионное кольцо
|
1,0
|
1,0
|
1,0
|
нижнее компрессионное кольцо
|
0,8
|
0,8
|
0,8
|
маслосъемное кольцо
|
0,8
|
0,8
|
0,8
|
Параметр, мм
|
М 123.920, М 123.921
|
М 110.923
|
М 110.984, М 110.988
|
|
Зазор по высоте
|
верхнее компрессионное кольцо
|
0,050—0,085
|
|
нижнее компрессионное кольцо
|
0,03—0,06
|
|
маслосъемное кольцо
|
0,01—0,04
|
|
Предельный зазор по высоте в эксплуатации
|
верхнее компрессионное кольцо
|
0,15
|
|
нижнее компрессионное кольцо
|
0,10
|
|
маслосъемное кольцо
|
0,16
|
|
Зазор в замке
|
верхнее компрессионное кольцо
|
0,30—0,55
|
|
нижнее компрессионное кольцо
|
0,25—0,45
|
|
маслосъемное кольцо
|
0,25—0,50
|
|
Предельный зазор в замке в эксплуатации
|
верхнее компрессионное кольцо
|
1,0
|
|
нижнее компрессионное кольцо
|
0,8
|
|
маслосъемное кольцо
|
0,8
|
|
Шатуны
Шатун двутаврового сечения стальной, кованый со сменными вкладышами. Крышка
нижней головки шатуна прямого сечения. Для подвода масла к трущимся поверхностям
в стержне шатуна просверлено отверстие. По массе шатуны одного двигателя не
должны отличаться друг от друга более чем на 5 г.
Характеристика
|
Значение
|
Непараллельность и неплоскостность отверстий головок при
измерении на расстоянии осей 100 мм от стержня шатуна, не более,
мм
|
|
0,045
|
|
0,030
|
|
0,040
|
|
0,040
|
Шероховатость поверхности соединения поршня с шатуном, мкм
|
0,002
|
Биение отверстий нижней головки шатуна, не более, мм
|
0,02
|
Характеристики шатунов
Параметр, мм
|
Модель двигателя
|
М 115.938
|
М 102.920, М 102.939
|
М 102.980, М 102.982
|
М 115.954
|
Диаметр нижней головки шатуна
|
55,60—55,62
|
51,60—51,619
|
55,60—55,62
|
Диаметр верхней головки шатуна
|
29,00—29,02
|
27,00—27,021
|
29,00—29,02
|
Внутренний диаметр втулки
верхней головки
|
26,012—26,018
|
24,007—24,015
|
26,012—26,018
|
Расстояние между осями
отверстии головок
|
148,95—149,05
|
144,95—145,05
|
148,95—149,05
|
Ширина нижней головки
|
32.08—32,10
|
27,857—27,90
|
32.08—32.10
|
Параметр, мм
|
М 123.920, М 123.921
|
М 110.923
|
М 110.984, М 110.988
|
|
Диаметр нижней головки шатуна
|
51,60—51,62
|
|
Диаметр верхней головки шатуна
|
26,00—26,02
|
|
Внутренний диаметр втулки верхней головки
|
23,007—23,013
|
|
Расстояние между осями отверстии головок
|
130,95—131,05
|
|
Ширина нижней головки
|
27,86—27,89
|
|
Болты крышки шатуна
Болты с вытягивающимся стержнем.
Характеристика
|
Значение
|
Диаметр резьбы
|
М9х1
|
Диаметр стержня, мм
|
М 102
|
|
8,3—8,4
|
|
8,0
|
М 115
|
|
8,3—8,4
|
|
8,0
|
М 110
|
|
7,3—7,4
|
|
7,1
|
М 123
|
|
7,3—7,4
|
|
7,1
|
Высота головки болта (М 102), мм
|
5,0—5,2
|
Длина резьбовой части (М 102), мм
|
40,0
|
Длина до головки (М 102), мм
|
51,7—52,0
|
Коленчатый вал
Коленчатый вал стальной, кованый четырех- (двигатель М 123), пяти- (двигатели
М 102, М 115) или семиопорный (двигатель М 110).
Коленчатый вал 4-цилиндровых двигателей (М 102, М 115) имеет восемь
противовесов, 6-цилиндровых (М 110, М 123) — 12 противовесов.
Характеристика
|
Значение
|
Допустимое торцевое биение щек коренного подшипника, мм
|
0,02
|
Радиусы галителей коренных и шатунных шеек, мм
|
2,5—3,0
|
Диаметр переднего конца коленчатого вала, мм
|
29,987—30,000
|
Допустимое биение переднего конца коленчатого вала, мм
|
0,030
|
Диаметр опорной поверхности заднего сальника, мм
|
92,874—92,928
|
Нецилиндричность фланца, до, мм
|
0,02
|
Биение фланца, до, мм
|
0,012
|
Биение коренных шеек (коленчатый вал установлен на призмы
шеек 1 и 5), до, мм
|
|
0,07
|
|
0.10
|
Зазоры коленчатого вала двигателя М 102
Характеристика
|
Значение
|
Диаметральный зазор между коренной шейкой и вкладышами,
мм
|
|
0,025—0,045
|
- предельный износ в эксплуатации
|
0,070
|
Диаметральный зазор между шатунной шейкой и вкладышами,
мм
|
|
0,030—0,050
|
- предельный износ в эксплуатации
|
0,070
|
Осевой зазор коленчатого вала, мм
|
|
0,06—0,22
|
- предельный износ в эксплуатации
|
0,30
|
Осевой зазор между шатуном и коленчатым валом, мм
|
|
0,11—0,23
|
- предельный износ в эксплуатации
|
0,50
|
Допустимая овальность коренных и шатунных шеек в эксплуатации, мм
|
0,025
|
Допустимая конусность в эксплуатации, мм
|
|
0,010
|
|
0,015
|
Допустимый дисбаланс коленчатого вала в эксплуатации, г.см
|
15
|
Параметры коленчатых валов
Параметр, мм
|
Модель двигателя
|
М 115.938
|
М 102.920, М 102.939
|
М 102.980, М 102.982
|
М 115.954
|
Диаметр коренных шеек
|
номинальный
|
|
69,95—69,96
|
57,935—57,940
|
69,95—69,96
|
|
*
|
57,940—57,945
|
*
|
|
*
|
57,945—57,950
|
*
|
|
*
|
57,950—57,955
|
*
|
|
*
|
57,955—57,960
|
*
|
|
*
|
57,960—57,965
|
*
|
1-й ремонтный размер
|
69,70—69,71
|
57,705—57,715
|
69,70—69,71
|
2-й ремонтный размер
|
69,45—69,46
|
57,455—57,465
|
69,45—69,46
|
3-й ремонтный размер
|
69,20—69,21
|
57,205—57,215
|
69,20—69,21
|
4-й ремонтный размер
|
68,95—68,96
|
57,955—57,965
|
68,95—68,96
|
Ширина коренных шеек
|
номинальная
|
34,00—34,03
|
28,500—28,521 или 28,600—28,621
|
34,00—34,03
|
1-й ремонтный размер
|
34,00—34,03
|
28,700—28,721
|
34,00—34,03
|
2-й ремонтный размер
|
до 34,60
|
28,900—28,921
|
до 34,60
|
3-й ремонтный размер
|
до 34,60
|
29,000—29,021
|
до 34,60
|
4-й ремонтный размер
|
до 34,60
|
*
|
до 34,60
|
Расстояние между опорными поверхностями
упорных полуколец
|
|
—
|
23,979—24,000
|
—
|
Диаметр шатунных шеек
|
номинальная
|
51,97—51,96
|
47,955—47,965
|
51,97—51,96
|
1-й ремонтный размер
|
51,70—51,71
|
47,705—47,715
|
51,70—51,71
|
2-й ремонтный размер
|
51,45—51,46
|
47,455—47,465
|
51,45—51,46
|
3-й ремонтный размер
|
51,20—51,21
|
47,205—47,215
|
51,20—51,21
|
4-й ремонтный размер
|
50,95—50,96
|
46,955—46,965
|
50,95—50,96
|
Ширина шатунных шеек
|
номинальная
|
32,0—32,1
|
27,000—28,034
|
32,0—32,1
|
ремонтный размер
|
до 32,30
|
до 28,30
|
до 32,30
|
Параметр, мм
|
М 123.920, М 123.921
|
М 110.923
|
М 110.984, М 110.988
|
|
Диаметр коренных шеек
|
номинальный
|
|
|
59,95—59,96
|
|
|
*
|
|
|
*
|
|
|
*
|
|
|
*
|
|
|
*
|
|
1-й ремонтный размер
|
59,70—59,71
|
|
2-й ремонтный размер
|
59,45—59,46
|
|
3-й ремонтный размер
|
59,20—59,21
|
|
4-й ремонтный размер
|
58,95—58,96
|
|
Ширина коренных шеек
|
номинальная
|
29,00—29,02
|
|
1-й ремонтный размер
|
29,00—29,02
|
|
2-й ремонтный размер
|
до 29,60
|
|
3-й ремонтный размер
|
до 29,60
|
|
4-й ремонтный размер
|
до 29,60
|
|
Расстояние между опорными поверхностями
упорных полуколец
|
|
—
|
—
|
—
|
|
Диаметр шатунных шеек
|
номинальная
|
47,95—47,96
|
|
1-й ремонтный размер
|
47,70—47,71
|
|
2-й ремонтный размер
|
47,45—47,46
|
|
3-й ремонтный размер
|
47,20—47,21
|
|
4-й ремонтный размер
|
46,95—46,96
|
|
Ширина шатунных шеек
|
номинальная
|
28,00—28,08
|
|
ремонтный размер
|
до 28,30
|
|
Вкладыши коренных и шатунных подшипников
Цвет маркировки вкладышей подшипников: синий или серый.
Характеристика
|
Значение
|
Ширина вкладышей, мм
|
Двигателей М 102 и М 115
|
|
33,80—33,90
|
|
34,40—34,60
|
Двигателей М 110 и М 123
|
|
28,78—28,90
|
|
29,40—29,60
|
Вкладыши для всех ступеней ремонта поставляются с превышением по ширине и
должны быть доработаны по размеру перешлифованного подшипника.
|
Двигатели моделей М 102
выпуска с июля 1986 г. имеют толщину вкладышей коренных подшипников,
увеличенную на 0,003 мм в целях уменьшения зазора и снижения шума
при работе двигателя.
|
Характеристики вкладышей коренных и шатунных подшипников
Параметр, мм
|
Модель двигателя
|
М 115.938
|
М 102.920, М 102.939
|
М 102.980, М 102.982
|
М 115.954
|
Толщина вкладыша коренного
подшипника
|
номинальная
|
2,25
|
2,25
|
2,25
|
1-й ремонтный размер
|
2,37
|
2,37
|
2,37
|
2-й ремонтный размер
|
2,50
|
2,50
|
2,50
|
3-й ремонтный размер
|
2,62
|
2,62
|
2,62
|
4-й ремонтный размер
|
2,75
|
2,75
|
2,75
|
Толщина вкладыша шатунного подшипника
|
номинальная
|
1,80
|
1,80
|
1-й ремонтный размер
|
1,92
|
1,92
|
2-й ремонтный размер
|
2,05
|
2,05
|
3-й ремонтный размер
|
2,17
|
2,18
|
2,17
|
4-й ремонтный размер
|
2,30
|
2,30
|
Параметр, мм
|
М 123.920, М 123.921
|
М 110.923
|
М 110.984, М 110.988
|
|
Толщина вкладыша коренного подшипника
|
номинальная
|
3,50
|
|
1-й ремонтный размер
|
3,63
|
|
2-й ремонтный размер
|
3,75
|
|
3-й ремонтный размер
|
3,88
|
|
4-й ремонтный размер
|
4,00
|
|
Толщина вкладыша шатунного подшипника
|
номинальная
|
1,81
|
|
1-й ремонтный размер
|
1,93
|
|
2-й ремонтный размер
|
2,06
|
|
3-й ремонтный размер
|
2,18
|
|
4-й ремонтный размер
|
2,31
|
|
Маховик двигателя М 102
Маховик крепится восемью болтами. Установочное отверстие находится напротив
сверления в коленчатом вале.
Характеристика
|
Значение
|
Диаметр центрирующего буртика венца, мм
|
275,31—275,39
|
Расстояние между рабочей поверхностью ведомого диска и опорной поверхностью
кожуха сцепления, мм
|
22,5—22,6
|
Расстояние между рабочей поверхностью ведомого диска и головкой болта
крепления маховика, мм
|
|
16,6
|
- после шлифования, не менее
|
15,5
|
Неплоскостность рабочей поверхности ведомого диска сцепления, не более,
мм
|
0,05
|
Наружный диаметр рабочей поверхности ведомого диска сцепления, мм
|
222,0
|
Наружный диаметр опорной поверхности кожуха сцепления, мм
|
253,0
|
Диаметр стержня компенсационных болтов крепления маховика,
мм
|
|
8,5
|
|
8,0
|
Длина болта до головки, мм
|
|
22±0,2
|
|
22,5
|
|