14.6. Система дополнительной безопасности (SRS) - устройство и принцип функционированияОбщая информация 
 
 
Некоторые из рассматриваемых в настоящем Руководстве моделей оборудованы системой 
дополнительной безопасности (SRS), более известной под названием подушек безопасности. 
Система обеспечивает дополнительную защиту водителя и переднего пассажира автомобиля 
при сильных лобовых и (при соответствующей комплектации) боковых ударах. Модуль 
водительской фронтальной подушки безопасности помещен внутрь ступичной части сборки 
рулевого колеса (см. Главу Подвеска и рулевое управление). 
 Модуль пассажирской подушки безопасности помещается справа под панелью приборов 
автомобиля, на поверхность которой при этом наносится предостерегающая надпись 
в виде аббревиатуры SRS или AIR BAG. Боковые подушки безопасности (при соответствующей 
комплектации автомобиля) вмонтированы в наружные боковые стенки спинок передних 
сидений. 
 
 К числу прочих компонентов SRS относятся контрольная лампа SRS/AIR BAG, пружинный 
контактный барабан сборки подрулевых переключателей, модуль управления (ECU) SRS 
с вмонтированными в него датчиком направленных перегрузок (G-датчик) и контрольным 
датчиком, индивидуальные датчики направленных перегрузок подушек безопасности 
и соединительная электропроводка. 
 
 
Схема расположение компонентов SRS
 
 
 
Принцип функционирования SRS
 
 При сильном лобовом ударе автомобиля датчики передних подушек безопасности, а 
также встроенные в ECU SRS G-датчик и контрольный датчик обеспечивают замыкание 
цепи активации подушек. 
 
 | 
 Необходимым условием для 
        срабатывания модулей подушек безопасности является одновременное замыкание 
        цепей обоих встроенных в ECU SRS датчиков.
  | 
 
 Контрольные датчики боковых подушек безопасности встроены в соответствующие датчики 
направленных перегрузок и срабатывают при возникновении превышающих определенное 
значение направленных боковых перегрузок (одновременность срабатывания датчика 
перегрузки и контрольного датчика, опять-таки, является обязательным условием 
активации подушки).
 
 
Модули подушек безопасности
 
 Активация подушки(ек) безопасности происходит при условии срабатывания датчиков 
направленных перегрузок SRS. Замыкание цепи модуля подушки безопасности приводит 
к практически мгновенному заполнению последней азотом, выделяющимся в результате 
сгорания порошкообразной смеси азида натрия с оксидом меди. 
 
 В случае выхода из строя бортовой аккумуляторной батареи система переключается 
на питание от резервного источника, вмонтированного в модуль SRS и обеспечивающего 
автономную выработку электроэнергии в течение еще 20 секунд. Следует заметить, 
что пассажирская подушка безопасности обычно больше по объему, чем водительская, 
и оборудована металлическим несущим корпусом, при срабатывании модуля разделяющимся 
на две половины, и отделочной крышкой. 
 
 
Пружинный контактный барабан
 
 Барабан установлен на рулевой колонки и представляет собой контакт в виде спиральной 
пружины. Посредством контактного барабана обеспечивается подача питание от жгута 
электропроводки рулевой колонки к помещенному в ступицу рулевого колеса (и потому 
подвижному) модулю водительской подушки безопасности. 
 
 
Модуль управления
 
 ECU SRS обеспечивает подачу электропитания к модулям подушек безопасности в Момент 
столкновения, вызывающего достаточно сильные направленные перегрузки. Срабатывание 
системы происходит даже в случае аварийного отказа бортовой аккумуляторной батареи. 
Опрос состояния компонентов SRS производится модулем при каждом запуске двигателя 
и сопровождается кратковременным срабатыванием вмонтированной в панель приборов 
автомобиля контрольной лампы “AIR BAG/SRS”. В случае выхода какого-либо из узлов 
из строя отключения контрольной лампы не происходит. О неисправности в системе 
свидетельствует также срабатывание контрольной лампы во время движения, - в подобной 
ситуации автомобиль следует как можно быстрее отогнать на станцию техобслуживания. 
 
 
Меры предосторожности
 
 Проверка состояния SRS должна производиться раз в 10 лет.
 
 Демонтаж и обслуживание компонентов рулевой колонки, радиоприемника и прочих компонентов, 
расположенных вблизи панели приборов требует соблюдения особых мер предосторожности, 
так как случайное повреждение электропроводки SRS может привести к несанкционированному 
срабатыванию подушек безопасности, чреватому получением тяжелых травм. Электропроводку 
SRS легко идентифицировать по ярко-желтой окраске изоляции, - ни в коем случае 
не рассоединяйте ее контактные разъемы и не подключайте к ним никакие электрические 
диагностические приборы. 
 
 
 | 
 Прежде чем приступать к 
        выполнению каких-либо работ вблизи компонентов SRS в обязательно порядке 
        отключайте систему!
  | 
 
 Снятый с автомобиля модуль подушки безопасности следует держать лицевой стороной 
от себя, - перенесите сборку в безопасное место и уложите лицевой стороной вверх. 
 
 Ни в коем случае не пытайтесь произвести измерение сопротивления компонентов SRS, 
- вырабатываемой внутренним источником питания омметра энергии может вполне достаточно 
для срабатывания газогенераторов!
 
 Прежде чем использовать на автомобиле какое-либо электронное оборудование следует 
обязательно произвести отключение SRS (см. ниже). 
 
 Ни в коем случае не выбрасывайте ни разу не сработавшие модули подушек безопасности 
в мусороприемники, - консультации по утилизации компонентов SRS всегда можно получить 
на станциях техобслуживания. 
 
 
Отключение системы SRS
 
 Для отключения подушек безопасности произведите следующие манипуляции:
  
-  Приведите управляемые колеса автомобиля в прямолинейное положение, поверните 
    ключ зажигания в положение LOCK и извлеките его из замка;
 
-  Выключите зажигание;
 
-  Отсоедините от батареи сначала отрицательный, затем положительный провода. 
  
 
-  Прежде чем приступать к выполнению каких-либо работ, обождите не менее 
    20 секунд, в течение которых должна произойти разрядка конденсатора аварийного 
    источника питания SRS. 
 
 
 
 | 
 Если установленная на автомобиле 
        стереосистема оборудована охранным кодом, прежде чем отсоединять батарею 
        удостоверьтесь в том, что располагаете правильной комбинацией для ввода 
        аудиосистемы в действие!
  | 
 
 
Активация SRS
 
 Для активации системы подсоедините к батарее сначала положительный провод, затем 
- отрицательный, поверните ключ зажигания в положение и удостоверьтесь в исправности 
срабатывания контрольной лампы SRS.
 
		 
	 |