3.28. Проверка состояния и замена свечей зажигания (бензиновые двигатели)
 
 | 
 Если оригинальные свечи
        после проверки состояния будут вновь устанавливаться на двигатель, они
        должны вворачиваться строго в прежние цилиндры – произведите соответствующую
        маркировку.
  | 
 
 
Инструменты, необходимые при замене свечей зажигания
 
 
 | 
1. Свечная головка
 - Оборудована
      специальным мягким вкладышем, исключающим возможность случайного повреждения
      фарфорового изолятора при выворачивании свечи.
 
2. Динамометрический
      ключ
 - Не являясь обязательным, обеспечивает надежную гарантию
      правильности усилия затягивания свечей зажигания.
 
3. Храповой
      привод
 - Применяется в комплекте со свечной головкой и динамометрическим
      ключом.
 
4. Удлинитель
 - В зависимости от модели и
      комплектации ее вспомогательными агрегатами доступ к свечам зажигания может
      быть ограничен в различной степени, поэтому применение удлинителей соответствующей
      формы и конструкции позволит в значительной мере облегчить выполнение процедуры.
 
5. Инструмент для измерения и корректировки межэлектродных
      зазоров свечей зажигания
- Выпускается несколько типов подобного
      рода инструментов – удостоверьтесь, что инструмент укомплектован щупом,
      соответствующим по размеру зазорам свечей Вашего автомобиля.
 | 
 
 
В большинстве случаев для замены свечей зажигания необходимо наличие специальной
  свечной головки (с мягким вкладышем внутри) в комплекте с храповым приводом,
  а также набора удлинителей привода ключа и инструмента для проверки и корректировки
  межэлектродных зазоров (см. иллюстрацию выше). Для безопасного отсоединения
  наконечников ВВ проводов от хвостовиков свечей зажигания также выпускается специальный
  инструмент, хотя его применение и не является строго обязательным. Использование
  динамометрического ключа позволит добиться правильного усилия затягивания свечей.
  Правильнее всего постоянно держать в автомобиле комплект сменных свечей зажигания
  с правильным образом отрегулированным межэлектродным зазором. При покупке новых
  свечей следите за тем, чтобы они отвечали по своим параметрам требованиям двигателя
  Вашего автомобиля. Необходимая информация приведена в
Спецификациях
  к настоящей Главе, а также на ярлыке VECI, закрепленном под капотом (в случае
  разночтений предпочтение следует отдавать требованиям последнего).
 
| 
 | 
 
1. Приступайте к выворачиванию свечей только после
            полного остывания двигателя. Чтобы не терять зря время, воспользуйтесь
            паузой для проверки состояния сменного комплекта. Внимательно осмотрите
            новые свечи, при выявлении малейших трещин в изоляторе соответствующая
            свеча должна быть отбракована. Измерьте величину межэлектродных зазоров
            нового комплекта (см. далее).
 
 
 | 
2a. Межэлектродный зазор свечи
                  проверяется путем введения в него соответствующего щупа измерителя
                  и должен соответствовать требованиям, приведенным на ярлыке
                  VECI (см. также
Спецификации к Главе
Электрооборудование
                  двигателя). Требуемой толщины щуп должен с легким сопротивлением
                  проскальзывать между боковым и центральным электродами свечи
                  (обратитесь к сопроводительной иллюстрации).
 | 
 
 
 
 | 
2b. Корректировка зазора может
                  быть произведена при помощи специального приспособления, обычно
                  входящего в состав измерителя подогните соответствующим образом
                  боковой электрод свечи (обратитесь к сопроводительной иллюстрации).
 | 
 
 
             3. Если боковой электрод оказывается расположен не точно над центральным,
            подкорректируйте его положение соответствующим образом. Удостоверьтесь
            в отсутствии трещин и иных повреждений в фарфоровом изоляторе свечи.
            Наличие любого рода дефектов изолятора недопустимо.
 | 
 
 
 | 
 
 
Снятие
 
| 
 | 
 
 1. Во избежание нарушения порядка зажигания при подключении
            катушек следует производить обслуживание каждой из свечей в индивидуальном
            порядке. Отсоедините катушку от свечи зажигания первого цилиндра,
            ни в коем случае не тяните за провод!
 
 | 
 На моделях
                    с двигателем 2UZ-FE с катушками зажигания, расположенными
                    над свечами, с целью обеспечения доступа к свечам следует
                    снять с крышки головки цилиндров всю сборку (см. Главу
Электрооборудование двигателя).
  | 
 
             2. При наличии под рукой источника сжатого воздуха, воспользуйтесь
            им для удаления мусора из свечных ниш двигателя (для этой цели не
            хуже подойдет и обычный велосипедный насос).
 
 | 
 При использовании
                    сжатого воздуха не забывайте надевать защитные очки!
  | 
 
             3. Выверните свечу зажигания.
             4. Сверьте вывернутую свечу с идентификационной картой, приведенной
            ниже, что позволит качественно оценить общее состояние двигателя.
 | 
 
 
 | 
 
 
Установка
 
| 
 | 
 
 
 | 
1a. Прежде чем вворачивать новые
                  свечи, слегка смажьте их резьбовую часть антиприхватывающим
                  герметиком (обратитесь к сопроводительной иллюстрации). Вручную
                  наживите одну из новых свечей в соответствующее отверстие в
                  двигателе. Удостоверившись, что свеча не перекошена в резьбе,
                  затяните ее с требуемым усилием (при наличии под рукой динамометрического
                  ключа).
 | 
 
 
 
 | 
1b. Для облегчения процедуры
                  наживления свечи натяните на ее хвостовик отрезок гибкого топливного
                  шланга (обратитесь к сопроводительной иллюстрации). При этом
                  исключается вероятность срыва резьбы, так как при малейшем закусывании
                  шланг начнет попросту проворачиваться.
 | 
 
             2. Вращательно-поступательными движениями посадите катушку на хвостовик
            свечи зажигания.
             3. Повторите процедуру для оставшихся свечей зажигания.
 | 
 
 
 | 
 
 
Карта состояния свечей зажигания
 
 
 | 
 Нормальное состояние
        свечи
 
 Симптомы:
 Серо-коричневый
        цвет и легкий износ электродов. Калильное число свечей соответствует типу
        двигателя и общему его состоянию.
 
 Рекомендации:
При
        замене свечей устанавливайте свечи того же типа.
  | 
 
 
 
 | 
 Износ
 
 Симптомы:
 Скругление электродов с небольшим
        скоплением отложений на рабочем конце. Цвет нормальный. Приводит к затруднению
        запуска двигателя в холодную влажную погоду и повышению расхода топлива.
         Рекомендации:
 Поменяйте свечи на новые, того же типа.
  | 
 
 
 
 | 
 Угольные отложения
 
 Симптомы:
Наличие
        сажи указывает на переобогащение топливно-воздушной смеси или слабую интенсивность
        искры. Вызывает пропуски зажигания, затрудняет запуск и приводит к нестабильности
        работы двигателя.
 
 Рекомендации:
 Проверьте не забит ли
        воздухоочиститель, не слишком ли высок уровень топлива в поплавковой камере,
        не заклинена ли воздушная заслонка и не слишком ли изношены контакты.
        Попробуйте использовать свечи с более длинным изолятором, что повышает
        сопротивляемость загрязнению.
  | 
 
 
 
 | 
 Пеплообразование
 
 Симптомы:
 Мягкие коричневатого цвета отложения
        на одном или обоих электродах свечи. Источником их образования являются
        применяемые присадки к маслу и/или топливу. Чрезмерное накопление может
        привести к изоляции электродов и вызвать пропуски зажигания и нестабильную
        работу двигателя при ускорении.
 
 Рекомендации:
При
        быстром накоплении отложений поменяйте маслоотражательные колпачки, что
        предотвратит попадание масла в камеры сгорания. Попробуйте сменить марку
        топлива.
  | 
 
 
 
 | 
 Замасливание
 
 Симптомы:
Замасливание свечи вызывается износом
        маслоотражательных колпачков. Масло попадает в камеру сгорания через изношенные
        направляющие клапанов или поршневые кольца. Вызывает пропуски зажигания,
        затрудняет запуск и приводит к нестабильности работы двигателя.
         Рекомендации:
 Произведите механические восстановительные работы
        и замените свечи.
  | 
 
 
 
 | 
 Замыкание электродов
 
 Симптомы:
Отходы продуктов сгорания попадают
        в межэлектродное пространство. Твердые отложения скапливаются, образуя
        перемычку между электродами. Приводит к отказу зажигания в цилиндре.
 
 Рекомендации:
Удалите отложения из межэлектродного
        пространства.
  | 
 
 
 
 | 
 Перегрев
 
 Симптомы:
Пористый, белый изолятор, эрозия
        электродов и отсутствие каких-либо отложений. Приводит к сокращению срока
        службы свечи.
 
 Рекомендации:
 Проверьте соответствует ли требованиям
Спецификаций калильное число установленных свечей,
        правильно ли выставлен угол опережения зажигания, не подается ли слишком
        бедная топливно-воздушная смесь, нет ли утечек вакуума впускного трубопровода
        и не заклинены ли клапаны. Проверьте так же уровень охладителя и не закупорен
        ли радиатор.
  | 
 
 
 
 | 
 Слишком раннее зажигание
 
 Симптомы:
Электроды оплавлены. Изолятор имеет
        белый цвет, но может быть и загрязнен вследствие пропусков зажигания или
        попадания в камеры сгорания посторонних частиц. Может привести к выходу
        двигателя из строя.
         Рекомендации:
Проверьте калильное число установленных свечей, угол
        опережения зажигания, качество смеси (не слишком ли обеднена), не закупорена
        ли система охлаждения и нормально ли функционирует система смазки.
  | 
 
 
 
 | 
 Электропроводящий глянец
 
 Симптомы:
Изолятор имеет желтоватый цвет
        и полированный вид. Говорит о внезапном повышении температуры в камерах
        сгорания при резком ускорении. Обычные отложения при этом оплавляются,
        приобретая вид лакового покрытия. Приводит к пропускам зажигания при высоких
        скоростях движения.
         Рекомендации:
Смените свечи (более холодные, при сохранении манеры
        езды).
  | 
 
 
 
 | 
 Детонация
 
 Симптомы:
Изоляторы могут оказаться сколотыми
        или треснутыми. К повреждению изолятора может привести также неаккуратная
        техника регулировки свечного зазора. Может привести к повреждению поршней.
  | 
 
 
 
 | 
 Механические повреждения
 
 Симптомы:
Могут быть вызваны попаданием посторонних
        материалов в камеру сгорания или возникнуть при ударе поршня о слишком
        длинную свечу. Приводят к отказу функционирования цилиндра и к повреждению
        поршня.
 
 Рекомендации:
Удалите из двигателя посторонние
        частицы и/или замените. Так как срок службы свечей обычно составляет 15
        000 км, достаточно очищать их через каждые 8000 км пробега.
  | 
 
 
 
 | 
 Забрызгивание
 
 Симптомы:
После пропусков зажигания в течение
        длительного промежутка времени отложения могут разрыхляться при сохранении
        рабочей температуры в камере сгорания. При высоких скоростях отложения
        хлопьями отрываются от поршня и налипают на горячий изолятор, вызывая
        пропуски зажигания.
 
 Рекомендации:
Замените свечи или зачистите
        и установите на место старые.
  | 
 
 
 
		 
	 |